Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Эта статья - про пятерых известных русских художников, чью заслуженную славу обеспечило только одно полотно, которое они создали. Речь не о том, что эти художники больше ничего не написали; некоторые из них были весьма плодовиты, и остальные их картины тоже прекрасны. Речь о том, что истинную славу им принесло только одно произведение.
Василий Максимов задумал свою картину "Все в прошлом" в 1866 году, через пять лет после отмены крепостного права. Тема произведения была очень актуальной то время, и художник долго вынашивал ее, реализовав только в 1889 году. Картина вышла за рамки отдельной темы и приобрела универсальное звучание. В ней показана уже прожитая жизнь, от которой остались только руины и воспоминания, былое благополучие, верность старой служанки...
Эта трогательная картина и сейчас берет за душу, как и в 1889 году, когда она была выставлена в Третьяковской галерее. Других столь же значимых произведений Максимов не создал.
Другой художник одной картины - Алексей Саврасов. Он прославился своим шедевром "Грачи прилетели". Картина была написана в 1871 году и выставлена Третьяковым в его галерее. Немудрящий сюжет, изображенный в пейзаже, приобрел, благодаря мастерству художника, глубокий философский смысл о течении времени, обновлении жизни, неизбежности природных явлений. Кроме того, Саврасов сумел изобразительными средствами тонко передать атмосферу, звуки, запахи ранней весны. Это был прорыв в русском пейзажном искусстве.
Картина писалась в тот период жизни художника, когда у его жены произошли преждевременные роды, после чего она находилась при смерти, а ребенок умер. Это было в феврале. К марту жена стала поправляться, и на волне надежд Саврасов написал свой единственный шедевр мирового уровня. Он вложил в эту картину все свои чувства.
Еще один художник, прославившийся только одной картиной - Василий Пукирев, о картине которого "Неравный брак" я написала отдельную статью, ее можно прочитать, пройдя по всплывающей ссылке. Автопортрет художника находится прямо внутри этого полотна, Пукирев изобразил себя среди персонажей картины - с правой стороны в профиль его красивое лицо.
Еще один художник, чье имя осталось в веках благодаря одной картине - Константин Флавицкий. Его полотно "Смерть княжны Таракановой" - одно из самых драматичных произведений русского искусства. Картина была написана в 1864 году и впервые экспонировалась на выставке в Академии художеств. За нее Флавицкий получил звание профессора исторической живописи.
Флавицкий вдохновился историей авантюристки княжны Таракановой, которая выдавала себя за дочь царицы Елизаветы Петровны, и которую обманом заманили в Россию, чтобы здесь заточить в темницу. История этой женщины рассказана в моей статье "Печальная судьба авантюристки".
Флавицкий написал не только эту картину, у него есть другие полотна на историческую тему (среди них грандиозная "Христианские мученики в Колизее"), но шумный успех имела только "Княжна Тараканова". Возможно, он создал бы еще много замечательных картин, но, к сожалению, чахотка оборвала его жизнь в 36 лет.
Ну и, наконец, еще один прекрасный художник, чью славу во многом обеспечило одно произведение - это Василий Поленов, создавший шедевр "Московский дворик". Да, он был автором многих других картин, очень эффектных, красивых, талантливых. Но так уж получилось, что если бы он написал всех их, но не было бы "Московского дворика", то Поленов вряд ли остался бы в истории искусства как великий художник.
Замечательный - да. Любимый многими - да. Но именно "Московский дворик" сделал ему великое имя.
Что же особенного в этой картине? Она написана в 1878 году и изображает мирное течение жизни в обычном московском дворике. Лето, играют дети, баба идет с ведром... Чем же берет эта простая картина? Именно вот этой своей неспешной атмосферой обычной жизни. Глядя на картину, люди ощущают, как тихо, но неумолимо идет время, и что надо ценить каждое мгновение бытия. Обычный пейзажик неожиданно поднимается до уровня философского обобщения.
Когда мы говорим о ком-то, что он художник одной картины - это не оскорбление, не попытка унизить, а констатация того факта, что этот художник сумел войти в сокровищницу искусства благодаря тому шедевру, который он сумел создать. Не всем удается за всю жизнь написать несколько картин высочайшего уровня. Но даже если такая - одна, разве это умаляет художника?!
Почитайте еще на моем канале:
Как цирковой силач стал исследователем Египта: невероятная судьба Джованни Бельцони
Ромейн Брукс: женщина в мужском костюме
Канал мужа:
Как в 1935 году в СССР представляли себе полет на Луну