Храм Ильи Пророка в центре Советской (Ильинской) площади – один из ярчайших образцов ярославской школы храмового зодчества XVII столетия. Возведен он был в рекордно короткие сроки – всего лишь за 3 года (1647-1650 гг.). Построенный государевыми гостями братьями Вонифатием и Иоаникием Скрипиными храм расположился первоначально на территории их городской усадьбы.
Высокий подклет (купцы там даже хранили товары!), крупное домообразное с двускатной кровлей западное парадное крыльцо, широкая галерея (где подписывались торговые контракты между купцами в средневековье!), масштабное пятикупольное завершение храмового четверика (куба) – всё это подчеркивает характерные черты местной ярославской храмозданной школы эпохи «ярославского возрождения». Купцы Скрипины были личными торговыми агентами династии Романовых по торговле жемчугом и пушниной, имели ювелирные мастерские. В благодарность за верную службу сам царь Алексей Михайлович Романов и патриарх всея Руси Иосиф вручили этим «ярославским Медичи» частицу Ризы Господней (после её повторного обретения в запасниках местного музея-заповедника в 2004 году, пребывает она в действующем женском Толгском монастыре на окраине города). Так появился стройный юго-западный Ризоположенский шатровый придел храма, перекликающийся с северо-западным восьмигранным шатром колокольни. За отсутствием у коммерсантов потомства их земли и их домовый храм со временем стали достоянием всего города.
В богоборческие 1930-е годы этот чудесный храм, как мешавший проведению массовых шествий и демонстраций, планировали убрать с лица города. Соседней Плац-парадной площади властям показалось для этого мало. Из-за них-то едва не был утрачен храм Ильи Пророка в начале 1930-х годов. Он был спасен от разрушения директором музея, в состав которого вошел храм к тому времени, ярославским натуралистом Николаем Васильевичем Кузнецовым (1902-1958). Примерно так же, ночуя в храме, в Москве на Красной площади Пётр Дмитриевич Барановский спасал собор Василия Блаженного в те же годы. Барановского репрессировали в 1933, а в конце 1930-х Кузнецову тоже вместо сталинской премии дали… несколько лет лагерей.
Сейчас храм открыт с 1 мая до 1 октября как музей и летний православный храм, приписанный к близлежащему Кирилло-Афанасьевскому мужскому монастырю. Внутри стены храма богато украшены ковровыми фресковыми росписями. Их заказала вдова Вонифатия Скрипина Иулита на помин души о почившем супруге спустя 30 лет после возведения храма. Артель из двух десятков костромских мастеров «изографного воображенья» во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным создали шедевр русской средневековой стенописи мирового значения!
Кстати, Ильинский храм вполне справедливо В.Г. Брюсова нарекла «церковь-городок». Представьте себе, внутри одно храма, как в драгоценной шкатулке, сразу пять престолов: основной Ильинский, заалтарный Варлаама Хутынского (древний святой из В. Новгорода, род Скрипиных имел новгородское происхождение и по царской воле во времена опричнины был переселён в Ярославль), северный с множеством кокошничков под главкой — Гурия, Самона и Авива (фамильная усыпальница купеческого рода Скрипиных), упомянутый выше Ризоположенский и южный — Покровский (он служил зимним тёплым храмом).
Первая реставрация храма и ограда вокруг него были подарены городу купцом и деятельным городским головой Иваном Александровичем Вахрамеевым (в народе известном как «Ваня бешеный» за вспыльчивый характер) в 1890-х годах. Сумма пожертвования составила 60000 руб., в пересчете на сегодняшний курс это более одного миллиона американских долларов. Павлиновская ограда с изразцами и кованым орнаментом прекрасно дополняет архитектуру средневековья.
Подписывайтесь на канал и приезжайте в Ярославль!