Согласно новой оценке региональной безопасности, Китай может потерять почти все свои баллистические и крылатые ракеты, если он подпишет новый договор о контроле над стратегическими вооружениями. Этот анализ, озаглавленный «Конец Договора о ядерных силах средней дальности: последствия для Азии» (The End of the Intermediate Range Nuclear Forces Treaty: Implications for Asia), является одной из глав ежегодной оценки региональной безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе, опубликованной аналитическим центром Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies – IISS). Доклад IISS был опубликован 5 июня и охватывал такие темы региональной безопасности, как китайско-американские отношения, Северная Корея и японская политика.
Согласно Дугласу Барри, старшему научному сотруднику, специализирующемуся на военной авиации; Майклу Эллеману, директору программы нераспространения и ядерной политики; и Мэй Нувенс, научному сотруднику, специализирующейся на китайской оборонной политике и вопросах военной модернизации, Китай может потерять до 95 процентов своих запасов баллистических и крылатых ракет, если он подпишет договор, аналогичный Договору о ядерных силах средней дальности 1980-х годов. Договор, подписанный между Соединенными Штатами и Советским Союзом в 1987-м году, запрещал все системы баллистических и крылатых ракет наземного базирования с дальностью действия от 310 до 3420 миль (500 – 5500 километров). США вышли из Договора о РСМД в августе 2019-го года, сославшись на нарушение Россией соглашения, возникшее в результате разработки и поставке в войска ракеты 9М279, хотя Россия отрицает, что ракета нарушала ограничения дальности полета.
Тем не менее, в докладе IISS было высказано предположение, что выход США из договора был сделан с оглядкой на ракетный арсенал Китая, который вырос до того, что считается крупнейшим в мире запасом баллистических ракет малой и средней дальности. По данным IISS, Китай обладает более чем 2200 ракетами, подпадающими под ограничения Договора о РСМД.
Эти ракеты малой и средней дальности являются важным средством оказания давления на Тайвань, который Китай рассматривает как провинцию-изгой и поклялся воссоединить Тайвань с материком даже силой, если это будет необходимо, хотя китайские специалисты и продолжают описывать размещение баллистических и крылатых ракет наземного базирования исключительно в оборонительных целях. Учитывая, что эти ракеты обеспечивают Китаю то, что Барри назвал «сравнительным преимуществом» в регионе, маловероятно, что страна добровольно подпишет потенциальный договор о контроле над вооружениями, подобный Договору о РСМД.
США, со своей стороны, уже приступили к испытаниям ракет, ранее запрещенных договором, и высказывали предположения, что Америка может разместить баллистические ракеты средней дальности в Азиатско-тихоокеанском регионе для устранения дисбаланса в таких вооружениях со своими соперниками, не полагаясь исключительно на крылатые ракеты воздушного и морского базирования. (Эти крылатые ракеты существовали в рамках Договора о РСМД, поскольку они не нарушали пакт.)
В докладе содержится предостережение о том, что развертывание такого оружия в Азиатско-тихоокеанском регионе сопряжено с двойным риском. Главный из них: обострение опасений Китая по поводу того, что ракеты будут размещены для использования против него, увеличение потенциала ответных действий со стороны Китая, которые могут привести к «циклу действия-реакции разработки и развертывания оружия» и продолжающейся региональной нестабильности.
США также сталкиваются с затруднением базирования в этом регионе любых потенциальных систем РСМД, а региональные союзники и партнеры вряд ли согласятся разместить такие ракеты на своей территории, отчасти из-за дипломатических и экономических репрессий, которые Пекин может нанести им. И здесь есть прецедент: Китай нацелился на экономику Южной Кореи в ответ к развертыванию американской системы противоракетной обороны на южнокорейской земле в 2017-м году. Что же касается американской территории Гуам, то там базирование ракет ограничило бы их полезность из-за соответствующих расстояний.
В докладе IISS также поднимались вопросы о том, приведут ли действия США по разработке и развертыванию оружия, ранее запрещенного Договором о РСМД, к тому, чтобы Китай сел за стол переговоров по контролю над вооружениями. Однако аналитический центр признал, что отказ от развертывания такого оружия также вряд ли убедит Китай, отметив, что Пекин не проявляет особого желания участвовать в любой форме стратегического и регионального контроля над вооружениями.
Майк Йео