Пару десятков лет назад человечеству казалось невозможным освоение красной планеты, но исследования в этой области достигли такого масштаба, что мы можем смотреть на такие полёты, как что-то реальное в скором будущем. В игру включаются частные компании, главной из которых, наверное, является SpaceX. Её глава - известный бизнесмен Илон Маск. Некоторые говорят, что этот человек не способен к великим открытиям, но события текущих лет показывают обратное. Грамотное вложение капитала и понимание будущих мировых тенденций позволяют компании двигаться вперёд к целям.
Одной из самых масштабных таких целей является колонизация Марса. Думаете только разговоры и ничего больше? Давайте попробуем разобраться вместе.
Несколько лет назад Маск заявил о том, что считает нужным как можно быстрее начать освоение красной планеты, так как видит в этом спасение человеческой нации. На первых этапах трудно было оценить масштаб такого полёта, но со временем план начал "обрастать" информацией. Попробуем с ней ознакомиться и сделать выводы.
Каким образом планируется совершить полёт?
Для запуска в космос хорошо подойдёт "BFR" (Big Falcon Rocket) представляющая собой сверхтяжёлую систему, состоящую из двух ступеней: нижняя многоразовая сверхтяжёлая и верхняя - космический корабль "Starship", который тоже может использоваться многократно и способен летать как в пассажирском, так и в грузовом варианте.
Одной из главных целей является сохранение места под хранение оборудования, инструментов, а не топлива, которое необходимо не только для взлёта с Земли, но и для посадки на Марс, затем в обратном порядке. Не нужно забывать, что планируется за один "заход" отправлять в путешествие около 100 человек. Нужно много пространства, как Вы поняли. Где его получить? Дозаправки в космосе. Предполагается вывести на орбиту станцию, которая будет служить "заправкой", чтобы корабль мог продолжить путешествие.
Приземление планируется на красную планету, как говорит Маск "эпичным". Дело в том, что топлива к тому моменту может не хватить на полноценную посадку, поэтому большой акцент сделан на планировании аппарата над поверхностью для снижения скорости. Корпус "Starship" проектируется с учётом такого исхода событий. Возможно, компания планирует использовать технологию NASA, которая уже несколько лет разрабатывает Hypersonic Inflatable Aerodynamic Decelerator ( сверхзвуковое надувное аэродинамическое замедление ) - массивный конусообразный надувной тепловой щит, который будет также выступать в роли тормозной системы. Он развернётся при входе в атмосферу Марса, замедляя спускаемый аппарат до сверхзвуковой скорости. В тот же момент включатся ракетные двигатели с остатком горючего для приземления. Задача сложная, ведь корабль гораздо тяжелее, чем марсоход, но даже его было посадить не так просто ( вспомните «Кьюриосити», запуск которого состоялся 26 ноября 2011 года ).
Подписаться на новости
Позже, как не трудно догадаться, нужно вернуться домой. Взлететь на Марсе задача более простая, чем на Земле из-за разницы в гравитации и плотности атмосферы, но запасы топлива не безграничны. Первые полёты ( люди присутствовать на них, скорее всего, не будут ), дают возможность долететь до нашей планеты на одном запасе, либо придётся оставлять ракеты до лучших времён у места посадки. В будущем планируется производить метан с помощью реакции Сабатье прямо на месте посадки. Процесс представляет собой смесь водорода с диоксидом углерода при повышенной температуре и давлении в присутствии никелевого катализатора. Скорее всего, упор сделают на такой вид топлива, ведь для его производства на Марсе есть всё, что нужно. Осталось доставить оборудование и приземлиться в подходящем месте, что немаловажно.
Не всё так просто, но реально.
Полёты с людьми возможны через некоторое время. Но для начала нужно провести ряд испытаний, которые докажут стабильность системы и только потом можно начинать миссию. В сентябре 2018 года, компания представила своего первого космического туриста. Кстати, миллиардер Юсаку Маэзава оказал финансовую поддержку, в обмен на которую он должен получить билет на шестидневный полет вокруг Луны в 2023 году. Это и есть одно из испытаний ракеты. Не будем углубляться в подробности, главная суть в том, что процесс будет проходить поэтапно. Доставка заправочной станции на орбиту, облёт Луны, многочисленные тестирования кораблей, которые уже сейчас можно наблюдать. Некоторые из них заканчиваются не очень приятно, как недавний взрыв при испытании ракеты Starship SN4 на полигоне в Бока-Чика, но это только пробный вариант, верно, Маск?
Характеристики корабля впечатляют. На его борту могут поместиться около 100 человек. С провиантом трудностей тоже не должно возникнуть. Хотя бы на первых этапах. А вот вопрос питания на Марсе остаётся открытым. Скорее всего, только в том случае, если на планету смогут доставить необходимое количество оборудования и провианта, можно думать о прибытии людей.
Считаю, что говорить о сроках нет смысла, ведь они редко, когда не переносятся. Илон говорит, что уже в 2024 году первые астронавты полетят в дальнее путешествие, но не думаю, что это возможно осуществить в такой ограниченный период времени.
Кстати, с отправкой первых людей на Марс есть трудности. На данный момент известно, что их миссия заключается в том, чтобы построить первые базы и часть завода по производству метана, но улететь обратно не представляется возможным из-за нехватки топлива. Им придётся 2 года расчитывать на свои силы ( именно столько требуется времени, чтобы расстояние между планетами уменьшилось до приемлемого уровня и SpaceX смогла осуществить повторный полёт ). Это, конечно, слишком бесчеловечный метод. Скорее всего, в итоге откажутся от этой затеи и изменят план.
Тем не менее, аппараты, способные на такое дальнее путешествие уже тестируются, финансирование поступает от разных источников ( пример с Юсаку Маэзава ), а значит отступать от идеи компания не намерена. Да, трудности есть, но они решаемы. Технологии всё ещё не достигли такого уровня, чтобы лететь от одной планеты к другой без дозаправки, но этот вопрос мы уже разобрали. Вместимость судна вселяет уверенность ( около 100 тонн груза ). Многоразовость корабля обходится недёшево, но именно это позволяет достигнуть поставленных результатов.
Подобие заключения.
Не стал затрагивать экипировку экипажа, возможные трудности взлёта с Марса ( скорее всего, обойтись без дозаправки на орбите красной планеты не получится ), материалы корпуса корабля. Нюансов много. Я ни в коем случае не отрицаю того, что полёт на Марс - дело крайне сложное. Я бы сказал самое сложное, что можно сейчас представить в космических реалиях. Но когда-то было не легко выйти в открытое пространство космоса и сделать первый шаг человека на Луне. Но ведь сделали? Также не стал затрагивать тему того, что думает об этом Роскосмос и как в целом обстоят с этим дела в России. Скажу лишь, что тоже появились интересные проекты, а некоторые разрабатываются не один год, чтобы составить конкуренцию Starship. Видно, что ситуация изменилась впервые за несколько десятков лет. Буду рад выслушать Ваши комментарии. Что думаете по этому поводу?
Другие статьи:
Ваш "лайк" и "подписка" вносят большой вклад в развитие канала. Буду благодарен. Заранее спасибо.