Сегодня мы будем учиться смешить читателей: весело, добродушно, со всякими безобидными выходками. Виды смеха, теория смеха и запрещенный смех — все это уже ждет вас в этой статье, в которой мы постараемся разобраться, можно ли научиться смешить читателей, и зачем это вообще нужно.
Часть этой статьи будет основана на неоконченном труде Владимира Проппа «Проблемы комизма и смеха», только в качестве примеров будут использованы не цитаты из классической русской литературы, а более близкие современным читателям и зрителям примеры из массовой культуры.
1. Виды смеха
У каждого человека свое чувство комического, и что рассмешит одного, то не вызовет и улыбки у другого, да и смех сам по себе весьма неоднороден и существует множество его подвидов. К примеру, Юренев называет такие виды смеха: радостный, грустный, добрый, гневный, умный, глупый, гордый, задушевный, снисходительный, заискивающий, презрительный, испуганный, оскорбительный, ободряющий, наглый, робкий, дружественный, враждебный, иронический, просторечный, саркастический, наивный, ласковый, грубый, многозначительный, беспричинный, торжествующий, оправдательный, бесстыдный и смущенный, веселый, печальный, нервный, истерический, издевательский, физиологический и животный.
В общем, видов смеха больше, чем нервных клеток у студента в разгар сессии. Понимание этого может пригодиться авторам при написании более правдоподобных психологических типажей и сцен, призванных рассмешить читателей. Так нервический смех не тождественен смеху снисходительному и знание, как именно смеется персонаж и умение это точно описать, может дать представление о том, что творится у него на душе в данный момент.
В качестве упражнения можно попробовать придумать ситуации, в которых может прозвучать тот или иной вид смеха. Также полезно вспомнить, какие моменты в книгах и фильмах смешат лично вас и проанализировать, что именно в них вам кажется смешным.
2. Теория смеха
Можно ли научиться вызывать смех, или с талантом комика можно только родиться? Многие авторы умеют смешить читателей интуитивно, но даже умение это можно улучшить, если разобраться в принципах работы смеха, найдя теоретическое обоснование. Так Пропп выдвигает идею, что смех наступает в том случае, когда духовное начало заслоняется физическим, раскрывая невидимый ранее недостаток. Согласна, поначалу может показаться сложно, но примеры нам в помощь:
После успешно выполненного задания для ЦРУ Сьюзен с помощницей провожают старшего коллегу Форда.
— Где ты взял костюм? — спросила она.
— Сам пошил за ночь, — тут же ответил Форд.
— Класс. Пока еще не в ЦРУ?
— Пока нет, но я им нужен, — небрежно проронил мужчина, подходя к яхте. — Но сперва хочу чуток один побыть, немного проветриться, поплаваю на этой штуковине. Может, загляну в Италию, потом в Грецию… Иногда мужику нужно уйти в море.
— Крутой план, Форд, оторвись.
Форд завел яхту и снисходительно помахал рукой, отчаливая от берега.
— Аривидерчи! — прокричал он на прощание.
Женщины же остались на берегу и еще какое-то время смотрели на удаляющуюся яхту.
— Он же не знает, что это озеро? — спросила одна у другой.
— Вряд ли.
Шпион (2015)
Старк: приказы не в моем стиле.
Стив: для тебя главное стиль?
Старк: напомни-ка, кто из нас в лаборатории одет в костюм с побрякушками и вряд ли здесь нужен?
Мстители (2012)
В первом случае мы видим кичливого агента ЦРУ, который в несколько гиперболизированной форме хвастается своими достижениями, порой доходя до абсурда. В его слова не веришь, но нет доказательств, чтобы уличить Форда во лжи, и на первый взгляд кажется, что главной героине нечего ему противопоставить. Заслонение духовного начала физическим происходит в тот момент, когда одна женщина спрашивает у другой, в курсе ли их коллега, что это озеро. Таким образом, раскрывается невидимый ранее недостаток некомпетентности агента, который в отличие от младших коллег не смог отличить озеро от моря.
Во втором случае ситуация схожа по тем же параметрам. Стив Роджерс упрекает Старка в том, что для того главное стиль, воплощая собой духовное начало, героизм, жертвенность и прочие ценности, на что Старк справедливо делает акцент, что не он вырядился в лабораторию в костюм с побрякушками и не может принести здесь никакой пользы. Сам Старк в отличие от Стива в лаборатории был занят делом. Так вновь духовное начало (речь Стива) заслоняется физическим (нелепость костюма), вскрывая ранее невидимый недостаток (капитан в лаборатории единственный не занят делом).
3. Способы рассмешить
Способов рассмешить существует великое множество, и здесь я перечислю лишь самые распространенные приёмы.
— Деконструкция
Деконструкция как художественный прием подразумевает под собой способ, когда берется какое-либо известное явление и показывается под неожиданным углом, обнажая внутреннее несовершенство этого явления.
«В большинстве книг о ведьмовстве написано, что ведьмы работают нагишом. Это потому, что большинство книг о ведьмовстве написали мужчины.»
Благие знамения
В этом отрывке берется распространенный со времен средневековья образ ведьмы, которая читает заклинание нагишом, но показывается под новым углом, говоря что подобный образ возник потому что большинство книг о ведьмовстве написали мужчины.
— Алогизм
Алогизм как комический прием — это неправильный ход мыслей, выраженный словами, или же неправильное умозаключение, которое выражается в поступках. К этому приему часто прибегают создатели сериала «Внутри Лапенко»:
«Здесь, в этом лесу, произошло то, от чего волосы стынут в жилах»
— Ну, что размялись?
— Нет, уже устал.
— Вы же еще не начали.
— Так я уже закончил.
— Уподобление предметам и животным
В русской классике нередко можно встретить такой комический прием, как уподобление человека животному или вещи. К этому приему часто прибегали Гоголь и Салтыков-Щедрин. Как в случае и с остальными приемами это работает в том случае, когда уподобление вскрывает какой-либо невидимый недостаток. Кажется, что сейчас этот прием себя изжил, но это не совсем верно. Еще совсем недавно интернет облетел очередной мем по «Ведьмаку», в котором рядом с изображением Аслана и колдуньи соседствовало фото Генри Кавилла в роли Геральта, так что этот нехитрый ребус складывался в «Лев, колдунья и платяной шкаф». Это и есть то самое уподобление предмету.
— посрамление воли
Трагедию от комедии отличает порой лишь мотивация действующего лица. Комична неудача в мелких и житейских делах, продиктованная столь же мелкими обстоятельствами, но крушение великих или героических начинаний не комично, а трагично.
«Это самое дурацкое в магии. Ты двадцать лет тратишь на то, чтобы выучить заклинание и вызвать к себе в спальню обнаженных девственниц, но к тому времени ты насквозь пропитываешься ртутными парами, а твои глаза перестают видеть, испорченные чтением старых гримуаров. Ты даже вспомнить не сможешь, зачем тебе эти девственницы понадобились.»
Терри Пратчетт
В этом отрывке цель изначальна была мелочной, и потому последующее воспринимается комично, а не трагично.
4. Зачем смешить?
И правда, зачем смешить, вон в классической античной драме все серьезными ходили, не то, что в этих комедиях для плебеев. Да, где-то здесь должен сейчас появиться Шелдон с табличкой «Сарказм». Как бы ни пытались люди умалить значение смеха на протяжении истории, он оставался и продолжает оставаться важной частью культурной жизни. Неспроста богарта в «Гарри Поттере» можно было победить лишь высмеяв то, что тебя пугает. Смех побеждает страх. Человек смеется над тем, что ему страшно и тем самым побеждает этот страх в себе. В этом плане волшебные сказки недалеко ушли от реальности.
В современном Голливуде юмор тоже играет немаловажную роль уже на стадии написания сценария. Шутки не просто призваны насмешить зрителей, но несут в себе и другие функции, как-то:
— Раскрытие характеров героев
— Сигнал о существующих между героями конфликтов
— Развитие сюжета
В хорошем фильме шутка никогда не висит в воздухе, а приставлена к делу, не выбиваясь тем самым из сюжетной канвы, и в хорошей книге действует точно такой же принцип.
5. Запрещенный смех
Нет, как ни странно речь пойдет не о черном юморе. Как может показаться, шутить в эпоху толерантности стало сложнее, и велика вероятность кого-нибудь да оскорбить. Смех и чувство комического напрямую связаны с культурой, отражают страхи людей и вскрывают болезненные темы. Нельзя обойти стороной и контекст. Если персонаж А расскажет персонажу Б анекдот о геях, то это будет не то же самое, если бы персонаж Б сам отпускал шутки о своей ориентации. Не является смешным смех сильного над слабым, но смех слабого над сильным является смешным. Не является смешной и завуалированная в шутку попытка оскорбить человека. Подобное чувство юмора может быть свойственно злодею или антигерою, являясь по совместительству характеристикой его моральных устоев.