В дореволюционные времена рукоделием занимались не только простые люди, но и аристократки тоже любили вязать и вышивать. Даже императрица Александра Фёдоровна рукодельничала и рисовала не покладая рук, и делала это не лишь забавы ради, но и для пользы общества.
Должно быть, на эту любовь к ручному труду повлияло воспитание, ведь Алиса Гессен-Дармштадтская воспитывалась при дворе своей бабушки Королевы Виктории. Воспитание было строгим, юные принцессы обучались самостоятельности и приучались к труду. Девочки непременно умели вышивать, вязать, шить и плести кружева. Так они изготовляли одежду для себя. Этот аскетичный уклад дворце сказался на трепетное отношение будущей императрицы к рукоделию. Так во время поездок или яхтовых прогулок, если императору требовалось подшить пуговку или погоны, то она делала это самолично без помощи служанок.
Когда Александра Фёдоровна стала государыней, она инициировала развитие рукоделия в империи. Также императрица хотела привлечь к этому аристократок. Так дамы и барышни должны были изготовить не менее трех вещей в год для бедных.
Своих дочек Александра не растила лентяйками, девочки были всегда чем-то заняты. Маленькие княжны также любили рукоделие, в особенности им по душе была вышивка. Но в венценосной семье вышивали не только для души. У девушек был план по численности вещей, поэтому шить лишь по настроению не выходило. Готовые изделия отправлялись на фронт, в приюты, госпитали, монастыри. А некоторые вещи шли на благотворительные ярмарки. Покупатели не скупились, зная, куда пойдут деньги. Заработные средства отдавали на помощь неимущим и заболевшим чахоткой. Александра считала это своим долгом.
Ее немецкая пунктуальность и английская строгость помогали успешно учреждать филантропические мероприятия. Царица организовала в столице школу народного искусства, куда приезжали мастерицы со всей империи учиться рукоделию. Возвращаясь домой, девушки становились местными инструкторами. Ученицы постигали науку в школе с большим интересом. Государыня в особенности увлекалась кустарным искусством; целыми днями она с директором школы избирала образцы, узоры, согласовывала цвета.
На мой взгляд, Александра Фёдоровна осталась в памяти мировой истории одной из самых противоречивых и загадочных фигур, однако она многое сделала для простого народа империи.