Найти в Дзене
Коллизиум

"Целинный" - история одного кинотеатра.

художник: Е. Сидоркин Кинотеатр “Целинный” - это типовой проект, адаптированный под условия города Алматы. Для города он стал первым широкоформатным кинотеатром. Здание в стиле модернизм замыкает собой перспективу улицы Калинина, закрывая собой Никольский собор, что олицетворяет идеологию того времени. На момент открытия, кинотеатр пользовался большой популярность - несмотря на один из самых впечатляющих показателей вместимости (“Целинный был рассчитан на 1536 зрителей), в кассы выстраивались большие очереди. Стеклянный фасад кинотеатра стал в городе одним из первых, здесь жители впервые ощутили, как он стирает границу между городом и интерьером здания, замыкая перспективу улицы Кабанбай батыра (Калинина), которая тогда именовалась местным бродвеем. Позже, в начале 2000-х был проведен ряд реконструкций, первая из них разделила зрительный зал на два, а также выдвинуло остекление фасада на несколько метров, заменив прозрачные окна, через которое проглядывался интерьер кинотеатра, на пла
адрес: ул Масанчи 59
дата строительства: 1964г
архитекторы: С. Розенблюм, В. Кацев, Б. Тютин
художник: Е. Сидоркин

Кинотеатр “Целинный” - это типовой проект, адаптированный под условия города Алматы. Для города он стал первым широкоформатным кинотеатром. Здание в стиле модернизм замыкает собой перспективу улицы Калинина, закрывая собой Никольский собор, что олицетворяет идеологию того времени.

На момент открытия, кинотеатр пользовался большой популярность - несмотря на один из самых впечатляющих показателей вместимости (“Целинный был рассчитан на 1536 зрителей), в кассы выстраивались большие очереди. Стеклянный фасад кинотеатра стал в городе одним из первых, здесь жители впервые ощутили, как он стирает границу между городом и интерьером здания, замыкая перспективу улицы Кабанбай батыра (Калинина), которая тогда именовалась местным бродвеем.

Позже, в начале 2000-х был проведен ряд реконструкций, первая из них разделила зрительный зал на два, а также выдвинуло остекление фасада на несколько метров, заменив прозрачные окна, через которое проглядывался интерьер кинотеатра, на пластиковые зеленоватого оттенка, с профилем в тон.

Вторая реконстукция создала новое пространство ночного клуба на верхнем этаже, уменьшив и зрительские залы. Неоновая надпись главного фасада была заменена на красные буквы, а отделку обшили популярным в те времена алюкобондом. Меньше всего пострадали торцевые части здания - на южном фасаде появился отдельный вход в клуб. В добавок, в ходе реконструкции в фойе кинотеатра было зашито гипсокартоном сграфито художника Сидоркина, которое долгое время считалось утраченным - под панелями его обнаружили лишь в 2018 году.

Сграффито художника Е. Сидоркина.
Сграффито художника Е. Сидоркина.

Спустя некоторое время, в городе появляются новые торговые центры, с многозальными кинотеатрами. Их многофункциональность и комфортные залы привлекают зрителей - два зала Целинного уже не могут удовлетворить искушенного посетителя, а из-за модного когда-то, но быстро устаревшего дизайна, кинотеатр не может привлечь и своей аутентичностью. Поток зрителей становится все меньше, возможно часть вины лежит и на его расположении - пересечение маленьких и тихих улиц Кабанбай и Масанчи делает здание практически незаметным для города.

Какое-то время по интернету гуляли различные предложения по реконструкции кинотеатра.

Судьба кинотеатра была под вопросом, пока новые владельцы не приняли решение о его реконструкции. На промежуточном этапе Целинный решили снова показать жителям города, на этот раз в качестве центра современной культуры.

Центр был доступен для посещений в течение 2 месяцев, проводя различные лекции и кинопоказы, а день его открытия стал также днем презентации книги об архитектуре совесткого модернизма, которая нашла большой положительный отклик среди читателей. В том же году кинотеатр закрыли на реконструкцию. Известно было лишь то, что для проекта выбрали британского архитектора Асиф Хана.

Концепцию реконструкции кинотеатра общественному совету представили в 2020 году. По словам автора, решение с остеклением, расположенным под углом 45 градусов, пришло к нему, когда он пытался решить главную, на его взгляд, проблему основного фасада - в дневное время от выглядел, как выключенный телевизор.

Темное пятно в завершении улицы не шло ни в какой сравнение с тем, каким здание бывшего кинотеатра выглядело ночью. Под новым углом здание отражает небо, символизируя просветление и вдохновение.

В проекте планируют размещение кафе, зрительского зала, книжные магазины, библиотеку и воркшоп. Будет решена проблема посещения здания маломобильных гостей с помощью понижения уровня здания.

Новый проект вызвал резонанс: кому-то проект понравился, другие же были категорически против и требуют вернуть исходный облик.

Мы же задумались о том, как может выглядеть проект, если сохранить айдентику этого здания - оригинальную надпись. Вот, что получилось:

В целом, новый проект очень интересный, будем и дальше следить за трансформациями этого здания, меняющегося в духе эпохи.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк:)
Подписывайтесь на
Телеграм-канал
Инстаграм

Вы можете поддержать меня небольшим взносом на развитие канала! :)