Научить ребенка читать самостоятельно дома не прибегаю к помощи педагогов и без многочисленных кружков и курсов можно. Тем более это просто сделать сейчас, когда в свободном доступе имеется огромное количество книг, букварей, плакатов с «говорящим» алфавитом, авторских методик по работе с кубиками и т.д. Какой из методик отдать предпочтение – решают только родители, ориентируясь на интерес самого малыша. Не исключено, что кроха прохладно отнесется к стандартному формату в виде печатной книги, по которой ему предлагают толдычить непонятные слоги, но зато ему к душе придутся хитровыдуманные кубики со слогами… Поэтому на начальном этапе лучше пробовать разные способы обучения чтению, возможно сочетать какие-то методики: предлагать ребенку заниматься сначала по букварю, потом предложить поиграть в игру с буквами и т.д.
Итак, что же входит в стандартный и общепризнанный набор способов научения малыша чтению? Начнем с букварей. И здесь классикой жанра будет азбука от Надежды Жуковой (тот самый «зелененький букварь»), с ее методикой напевания звуков и складывания из них слогов. Близка по замыслу логопедическая азбука от Елены Бахтиной. В этот же список буквари от Светланы Батяевой, который идет от обратного: сначала учим буквы, и только после начинаем знакомство со слогами. И не стоит забывать про популярный «Большой альбом по обучению чтению» Дмитриева.
Но все это книги, по которым нужно сидеть и ЗАНИМАТЬСЯ. И хотя на каждом из них стоит пометка, что обучение можно начинать с трех лет, вопрос о том сможет ли трехлетка усидеть за букварем хотя бы 15 минут – остается открытым. Один ребенок – сможет, захочет и может быть даже заинтересуется. Другой – уйдет. Поэтому, особенно на первых порах объединяйте книги с какими-то вспомогательными материалами: например это могут быть карточки со слогами. Их можно как сделать самостоятельного или воспользоваться покупными: хороший вариант карточки IQ-малыш от Айрис-пресс. Самый простой вариант игры: разложить перед малышом карточки со слогами и предложить найти такой же в букваре.
Для тех, кто неутомим в своем стремлении научить ребенка читать как можно скорее, хорошим подспорьем могут стать кубики Зайцева или кубики Чаплыгина. Обе эти методики очень разные, у каждой из них есть свои плюсы и минусы, но в целом это качественный материал, с которым ребенку точно будет интересно играть (читай работать). В основе методики Зайцева лежит «пропевание звуков» и так называемый «складной» принцип: при этом под складом может подразумеваться и одна буква, и сочетания букв, и сочетание согласных с твердым и мягким знаком. Итого 200 слогов, размещенных на 52 кубиках, каждый из которых в процессе обучения ребенок должен не просто произносить, а пропевать. В дополнение к кубикам идут также диски для прослушивания правильного пения слогов и таблицы. В целом получается масштабная затея.
Куда проще в этом плане динамические кубики Чаплыгина: их всего 20, из них 10 двойных, то есть представляющих из себя вариации слогов, и 10 одинарных – на каждой из граней которых нанесена только одна буква. В дополнение к кубикам прилагается книжка-шпаргалка, которая содержит варианты примеров занятий с ребенком от простого к сложному.