Найти в Дзене

Как научить ребенка читать в домашних условиях

Если посмотреть аннотации ко всем классическим букварям, то, скорее всего, Вы прочтете там одну и ту же фразу «не имеет развлекательного и занимательного характера». Собственно говоря, это все что нужно знать родителям, которые питают надежду привить любовь к чтению в ребенке с 3-4 летнего возраста. На этом поставьте данные пособия обратно на полки в книжном магазине, если Вы уже приобрели подобный букварь, то можете глубоко вдохнуть, выдохнуть и убрать сие пособие подальше. Оно Вам может быть и пригодится, но не скоро. Если Вы, действительно, хотите заинтересовать ребенка чтением, а не просто вдолбить в его голову различные сочетания букв, то без РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО и ЗАНИМАТЕЛЬНОГО в процессе обучения с малышом Вам никак не обойтись. Благо современные издательства располагают необходимыми для этого пособиями.

Первым в нашем списке будет букварь Узорова и Нифедова от издательства Clever. Заявленный возраст для начала занятий по данному пособию 2-3 года. И надо заметить авторы не соврали. Как в любом классическом букваре, в данном издании представлены все буквы русского языка. Но никакого заучивания слогов нет, зато ребенок учится читать самые простые слова, состоящие буквально из 2-3 букв и даже простые предложения. Например: «щи», «оса», «ус», «уж», «он и ты», «он на юг». А те сложные слова, которые задействованы в предложении авторы дают бледным шрифтом, чтобы ребенок их даже не замечал: они предназначены для чтения родителям. Например: «много ив», «я за окном», «он за деревом».

Отличный вариант для того, чтобы не просто познакомить ребенка с буквами, но научить их писать – рабочие тетради из серии Gakken «Дополнительные занятия». Их всего три на возраст 3+, 4+, 5+. Главное их преимущество в том, что в них среди множества разнообразных заданий на логику, мышление, счет, словно между делом «встроены» задания на изучения букв. Ничего особенного они из себя не представляют, в большинстве случаев малышу предлагают написать ту или иную букву. На первый взгляд может даже показаться, что таким способом запомнить весь алфавит просто невозможно. Но это не так! Большинство современных педагогических и лингвистических исследований сводится к тому, что изначально ребенка проще научить писать буквы, чем их читать (на этом же принципе, собственно говоря, построены и все занятия с кубиками, когда ребенок, складывая кубики со слогами, как бы «пишет» слово). Неспроста и в конце каждой рабочей тетради Gakken дана страница с русским алфавитом. К моменту, когда вся тетрадь будет пройдено, малыш без труда назовет Вам все изученные буквы и найдет их внутри азбуки.

Далее в списке рабочие тетради «Я могу читать» в трех частях. Пожалуй, они одни могут заменить все классические буквари с их методиками, уходящими корнями в глубокое советское прошлое, когда иллюстрации везде были однотипными, качество бумаги низкое, а чтобы научить ребенка читать считалось необходимым раздробить целое слово на слоги, отделяя их дефисом. Ничего этого Вы не найдете в тетрадях серии «Я могу». Главный принцип обучения: новые слоги выделены красным цветом, уже изученные сиреневым, а незнакомые буквы и слоги в слове помогают дочитать родители. В случае если слово сложное и в нем нет ни одного знакомого слово, то оно заменяется на картинку (автомобиль на нарисованную машинку, дерево на лиственный саженец и т.д.). В итоге у ребенка не просто складывается ощущение, что он сам все читает, но он реально начинает читать сам.

И завершает подборку книг три комплекта для первого чтения от издательства «Миф Детство» под авторством Татьяны Руссито: «Зато сам», «Чей бок» и «Дом для лис». Почему комплекты книг? Да потому что в небольшой компактной коробочке содержится сразу 8 книг разного уровня сложности, инструкция для родителей и наклейки «Прочитано», которыми нужно помечать книги после прочтения. Важно заранее ознакомится с советами для родителей, потому что книги следует читать в определенной последовательности. В каждой новой книги увеличивается количество букв в словах и количество слов в историях. Обратите внимание, что и сами комплекты имеют разный уровень сложности. Самые первые – «Чей бок» и «Зато сам» - в них сложные слова состоят максимум из четырех букв, в «Доме для лис» - самые сложные слова включают в себя шесть букв. Книги Татьяны Руссито – это не авторская методика, которая призвана научить ребенка читать. Это именно книги, где весь текст дается шрифтом одного цвета, где слова не дробятся на слоги. По ним хорошо делать первые шаги в самостоятельном чтении, чтобы ребенок понял, что чтение – это не просто урок с заучиванием слогов, а это процесс узнавания новых историй.