"Загадочный Даниил Хармс".
Даниил Хармс (1905/06-1942) – русский поэт и прозаик, ярчайший представитель русского авангарда, мастер эпатажа, родоначальник русской и европейской литературы абсурда. Долгие годы его имя окутывали тайна и забвение. «Загадочный Даниил Хармс» – да, загадочный мистификатор и наивный гений. Его творчество ясное и, одновременно, таинственное, остается одной из самых ярких и сложных загадок русской литературы. Родился в Петербурге в семье народовольца, учился в Петершуле, музицировал, рисовал, писал стихи… Да, начинал он как поэт, потому что изначально чувствовал в себе «силу стихотворства», тяготение к драматической прозе произошло постепенно по мере взросления и возмужания. Проза – это уже более поздняя часть жизни.
В 20 лет Хармса принимают во Всероссийский Союз Поэтов. За удивительные детские стихи, которые нравятся почти всем, легко читаются и легко запоминаются. Их и печатают почти во всех детских журналах того времени. Детские озорные стихи и считалочки, его поэтика абсурда – это причудливая фантазия писателя, который говорил, что детей не любит. Но, ведь, какие хорошие стихи получались!
Потом были поиски себя в творчестве и писательском, и сценическом (драматическом), поиски друзей и единомышленников. Принимал участие или сам создавал различные творческие объединения и группы. Женился, разводился. Эпатировал публику. За это был взят на заметку.
В первый раз был арестован в 1931 году по доносу и обвинен в антисоветской деятельности, поэзия его была названа «поэзией классового врага». 3 года лагерей заменили ссылкой в Курск. После ссылки его уже не печатают и живет он на грани голодной смерти. Поэзию сменяет проза. И та пишется исключительно «в стол». Ведущим прозаическим жанром становится рассказ. Потом возникает стремление к крупной форме. Первый ее образец - цикл «Случаи». В 1939 году появляется вторая крупная вещь - повесть «Старуха». Второй раз арестовывают Хармса в 1941 за «пораженческие настроения» и опять по доносу. Чтобы избежать расстрела он симулировал сумасшествие. Домой он уже не вернулся. Умер писатель в заключении в первую блокадную зиму в тюремной больнице в психиатрическом отделении в «Крестах».
Был реабилитирован посмертно в 1956 году. Но его произведения у нас в стране официально долго не издавались, ходили только из рук в руки и в Самиздате. А вот за рубежом печатались многие его произведения.
При жизни у Хармса вышло, по разным данным, от 11 до 20 книг. В детских журналах печатались многие его стихи. Публикация стихов была основным источником его доходов.
Прозаические произведения Хармса неоднозначны, хотя и интересны. Привлекала его и драматургия. Именно пьеса «Елизавета Бам» (1927), впервые поставленная в 1928 году в Ленинграде и сделала писателя знаменитым. Это абсурдный текст, переходящий из прозы в поэзию. Именно он во многом предвосхитил открытие европейского театра абсурда. У героини пьесы противоречивая и драматичная судьба. Ее обвиняют в убийстве некоего Петра Николаевича (не путать с Иваном Ивановичем – тоже тот еще персонаж!). Здесь и заигрывания героини с мужскими персонажами и угрозы, и уговоры, и другие женские хитрости – и грустно и забавно одновременно. Маленькая жанровая сценка из быта того времени. Ярмарочный балаган прошедшей действительности, описанный ярко, почти лубочно, и, который сложно пересказать своими словами, нужно читать. «Кубатура этой комнаты нами не изведана» - это цитата из пьесы, как и кубатура этой пьесы. И, действительно, пьесу поставили только один раз. Она не была принята публикой и была раскритикована в прессе. А читается пьеса легко, быстро затягивает эмоциональной стороной сюжета. Так и хочется заглянуть в конец книги - а чем же дело закончилось?
Цикл «Случаи» - гротескные рассказы и сценки, высмеивающие абсурдность обывательского существования той эпохи. 30 историй, расположенные автором в определенном порядке, были закончены к 1939 году. Этот Цикл, стал впоследствии, одним из самых значимых произведений автора. Полная гротеска проза - смешное и наивное, парадоксальное и абсурдное, все это автор соединил в своих Случаях. Эпизод с Иваном Сусаниным, автор назвал смешным и глупым. И, что Пушкин был поэтом и все что-то там писал без остановки, тоже забавно получилось. Потомственная интеллигентка в пенсне Ольга Петровна с колуном в руках – и это уморительно. А рассказ «Хороший летний день» - вообще, как зарисовка из 90-х годов. То ли это пророческий дар у Хармса, то ли, жизнь, действительно, катится по кругу – демонстрируя нам «чисто конкретные» типажи слома эпох. Книгу я прочитала с удовольствием.
Повесть «Старуха» (1939) – одно из последних произведений Хармса и, при этом, одно из самых загадочных. В качестве самых очевидных ее подтекстов называют обычно «Преступление и наказание» и «Пиковую даму». Это уникальная фантасмагория, в которой герой балансирует на грани снов и реальности, выдумки и действительности, жизни и смерти. Герой выступает как рассказчик, порой наивный, а порой беспристрастный до цинизма, жестокий и пошлый. Герой, в первый раз встречает старуху с часами, на которых нет стрелок… Какой символический момент! А потом герою снятся часы, у которых вместо стрелок вилка и нож. А потом, эта самая старуха приходит к нему в комнату и там умирает. Вот ведь непруха какая. Так усложнить жизнь герою! Срочно нужно избавиться от тела. Но как?.. Фантастика и бытовой гротеск выявляют бредовую несуразицу непривлекательной действительности нашего героя. Но, у автора, видимо особое отношение к своему персонажу, потому, что конец у повести неожиданный. Из повести получился бы прекрасный комедийный фильм. Я прочитала ее на одном дыхании.
Хотите приобщиться к эстетике абсурдного, к сардонической пародии – читайте Хармса. Это удивительный, неподражаемый, талантливейший русский поэт и писатель. А в мире детской литературы Хармс – признанный классик и корифей. Стихи его веселые и ироничные, написаны живым и неповторимым языком. Прозу читать сложнее. Кто-то называет его автором на любителя. Герои его прозаических произведений непростые, неоднозначные личности, как и сам автор. Он жил и творил в беспокойное время и в произведениях у него, причудливо сочетаются прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, реальное и фантастическое. Все как в жизни!