Найти в Дзене
машина

Как на Кубе строили автобусы "Хирон" из советских "пазиков"

Текст: Николай Марков
Фото: архив Павловского автобусного завода

Друзья, сегодня покажем фотоальбом 1971 года о поездке советских специалистов с Павловского автобусного завода им.Жданова на Кубу, где на предприятии La Fábrica Claudio Argüelles Camejo de La Habana готовили выпуск собственных автобусов на агрегатах советских "пазиков".

На этом фото во дворе завода видны автобусы двух моделей, имеющие одинаковые кузова, но разную агрегатную базу. Первый и третий автобусы справа - это, судя по всему, Giron III ("Хирон-3") на переделанном шасси румынского полноприводного грузовика SR 114 Bucegi. А посередине между ними - Giron II на агрегатах советского производства. Скажу прямо, что точной спецификации этой машины у меня нет, поэтому просто попробуем понять ее устройство, ориентируясь "на глаза".

-2

Вот еще один Giron-II в процессе постройки, на операции грунтования каркаса кузова. Видны задние концы лонжеронов рамы под поперечными балками основания кузова и задний мост типа ГАЗ-53А. Таким образом, в основе тут действительно лежит рама грузового автомобиля, причем задняя поперечина рамы удалена вместе с буксирным прибором.

-3

По этому кадру явно видно, что колесная база в сравнении с обычным шасси ГАЗ-53А тут сильно увеличена. Еще видна передняя ось, которая тут использована не от ГАЗ-53А, а от автобуса ПАЗ-672: с увеличенной шириной балки и усиленными ступичными узлами. А еще одну особенность удобнее рассмотреть на следующем снимке:

-4

Вот тут хорошо заметно, насколько высоко задрана вверх рама над мостами. У ГАЗ-53А рессора лежит поверх балки переднего моста, а у "Хирона" между рессорой и балкой установлены проставки высотой сантиметров так двадцать... Вообще на автобусах обычно раму или несущее основание кузова стараются опустить как можно ниже, чтобы получить минимальную высоту пола и как можно более низкий центр тяжести. А тут - всё с точностью до наоборот. Видимо, в расчете на местные условия эксплуатации, когда высота юбки кузова над дорогой имеет важное значение...

А здесь показаны несколько кадров с отдельных производственных участков фабрики. Никаких автоматизированных конвейерных линий тут, конечно нет (да при тех объемах производства они и не нужны были), но работали кубинцы далеко не голыми руками! Видно, что оборудование на фабрике совсем новое и поддерживается в отличном состоянии.

-6

А вот еще один кадр, где можно увидеть Giron-II или Giron-III в почти готовом состоянии. Хорошо видно, что он намного крупнее нашего "пазика" и по длине уже приближается к ЛиАЗ-677. А дальше давайте посмотрим на кубинский "концепт-кар":

-7

Это опытный образец автобуса Giron-IV, который кубинцы планировали осваивать на следующий (1972-й) год. Он был построен на советском самоходном автобусном шасси модели ПАЗ-672ВЮ, у которого вместо "грузовой" лонжеронной рамы было несущее основание в виде фермы, рассчитанной на дальнейшую приварку пространственного каркаса кузова. Ниже показана большая галерея фотографий с подробной деталировкой этой машины:

И еще несколько внешних ракурсов автобуса Giron-IV:

Как и было задумано, уже в 1972 году на Кубу начнутся регулярные и весьма крупные ежегодные поставки шасси ПАЗ-672ВЮ. А позже из СССР на Кубу начнут отгружать еще и полноприводные шасси ПАЗ-320107. На базе всех этих шасси Fábrica CAC будет два десятка лет выпускать 4 разных модели автобусов Giron. А теперь посмотрим еще один автобус, который Fábrica CAC планировала делать в кооперации с японцами:

-10

Это опытный образец 90-местного автобуса Giron-XI на шасси дизельного автобуса Hino RC300. Вскоре его тоже начнут выпускать серийно, и он продержится на производстве до конца 1970-х годов. И в заключение сегодняшнего поста - еще блок фото по деталировке автобуса Giron-XI:

-11