День добрый !
... Год два назад стали и у нас в поселке появляться японские легковушки . И все больше я стал задумываться о продаже своей "Волги" и покупке иномарки , очень мне понравилась Тойота Mаркll после того как я на нем проехал : мотор 2.5 литра но с места "рванул" как ракета , КПП автомат , а плавность хода вообще сказка ,жидкокристаллическая приборная панель , эектростеклоподьемники кондиционер ! И ещё куча приятных мелочей .
Так вот как то приходит ко мне домой вечером один из первых поселковых коммерсантов ,бывший секретарь ВЛКСМ Сергей , обладатель такой Тойоты :
- Дело к тебе : на моем "Марке" движок сначала застучал ,а потом окончательно заклинил. Пойдем глянем , а то я вообще "пряник" в технике , рулить умею и все , ну колесо поменять ...
- Да это же иномарка , а я в них тоже разбираюсь ну может чуть лучше тебя .
- Ну хоть так в общих чертах объяснишь что с машиной .
- Ладно пошли .
Пришли в гараж , открыл я капот нашел щуп , а на щупе даже намека нет на присутствие масла !!!
- Серёга , а ты когда последний раз масло проверял ?!
- А что его проверять ? Машина то японская , мне продавец вообще сказал что от замены до замены и проверять нечего , сменил и все . Вот я и не лазил под капот , все равно ничего не понимаю
- Ну и ?!!
- Один раз мне поменяли масло слесаря в автобазе и пока все , до следующей замены оставалось чуть более тысячи км .
-Ну ты даёшь !! Машина японская ...)))))
- Масло то есть у тебя ?
- Да вот в Чите посоветовали самое лучшее !
Не помню какое название , но у меня сложилось мнение что Жигулевское масло залили в импортную канистру !
Залил я в двигатель примерно литра три масла, если не больше , и стало ясно что в моторе по ходу масла почти и не было , а значит мотору явно пришел кирдык ! Попробовал стартером "крутануть " : едва сделав пару оборотов движок вообще замер .
- Нет Серёга ищи моториста мотор помер !
- Я слышал в Чите вроде ремонтируют . Если что на твоём КамАЗе увезем в Читу ?
- Поговорю с начальством не должны отказать .
- Ну все , как все решу обращусь к тебе по соседски )) .
Да уж отличная машина но в "умелых " руках металлом )) , да и с запчастями проблема , повод задуматься ...
Загрузились мы прибывшим по ЖД брусом (пять КамАЗов) , груз для перевозки нормальный не "ползет" ничего не ломает , как положили в "коники" лебедкой затянул и все нормально . В это раз с нами помимо Катерины и переводчика Валеры поехали директор автобазы и прилетевший с Москвы Алексей , ехали они для переговоров по открытию автотранспортного СП для работы на Юге Китая . Моё присутствие тоже было обязательно так как я был кандидатом на должность директора СП с российской стороны . Хотя я ещё окончательного согласия и не дал но директор автобазы и Лешка уже разговаривали со мной так как будто я уже " в теме" и вопрос с моим назначением на новую должность решен !
Выехали мы как обычно рано утром , начальство ехало на "буханке" за рулём был тот самый Серёга который на спор хотел КамАЗ (порожний ) обогнать , и конечно же проспорил !)) Писал я об этом споре в предыдущих статьях. В Забайкальск доехали без приключений , гаишники на нас почти не обращали внимания : многие знали нас и наши КамАЗы , работали мы в серьезном тресте , а потому груз и документы вне подозрений , а вот на обратном пути можно было и "гуманитаркой" поживиться !
Границу пересекли в течении дня : Катерина ("радистка Кэт") все оформила быстро . На китайской территории нас встретили китайци аж на трёх машинах одна из которых была новенький Тойота Лэнд круизер мечта любого автомобилиста) ! Нас на КамАЗах сопроводили на внутреннюю таможню где мы их оставили , а потом отвезли в гостиницу . Вечером китайци пригласили нас в крутой ресторан ( не для туристов) . В этот раз на ужин была "утка по пекински"
праздничное блюдо , которое обычно подавали в торжественных случаях . По правилам блюдо готовит сам шеф-повар , потом весь персонал ресторана выкатывает блюдо к столу и шеф-повар по каким то своим традиционным правилам разделывает и подаёт каждому порции нарезанной утки .
Скажу сразу это был первый раз когда я отведал это блюдо , и потом уже пробовал в России несколько раз , но так как готовят сами китайцы у себя на родине , больше ни у кого и ни где не получается ! Мне до сих пор нравится традиционная китайская кухня , а особенно то что китайцы готовят для себя , а не для туристов , одно время мы с Володей, таким же любителем настоящей китайской еды, специально ходили в маленькие харчевни , их ещё китайци называют семейными , потому что там чаще всего питаются семьями , а все потому что это дешевле чем готовить самим и время на готовку тратить не надо . Блюда с большим количеством приправ и перца , а порции такие что полностью все съесть практически нереально ! Именно а Манчжурии я и стал любителем китайской кухни !)) После торжественной части ужина китайцы пригласили нас в отдельную комнату поговорить о деле , а шофера и Катерина остались в общем зале . Из разговора я понял что основная работа будет заключаться в перевозке грунта для возведения дамб и искусственных островов , а второстепенная это подвоз стройматериалов и обслуживания техники , для этого надо как минимум 30 самосвалов и 10 тягачей с полуприцепами , а так же экскаваторы , бульдозеры и хотя бы пара автокранов , руководство будет совместным : один директор китаец ,второй наш , бухгалтерия совместная , механики тоже наши , а вот водители и механизаторы китайцы !
Я только слушал и вникал в суть вопросов , директор автобазы задавал технические вопросы , а Алексей финансовые и организационные , благодаря двум переводчикам ( наш и китайский ) практически все было понятно . Предварительные переговоры продолжались более двух часов , мне вроде было все понятно и затея понравилась , но вот придя в гостиницу директор и Алексей поубавили градус моего оптимизма . Во первых участие получалось не совсем равным : с нашей стороны 60% с китайской 40% а прибыль предполагалось делить пополам ! Во вторых китайские рабочие почти не знакомы с нашей техникой , пока научатся половина парка "на колени поставят" , а значит получение прибыли для чего и создавалось СП будет под вопросом ! Как я понял в ближайшие пару месяцев открытия СП не будет , а будут долгие переговоры .значит буду я пока и дальше трудиться на КамАЗе ! Сидели мы в номере втроём : директор , Лешка и я , разговор с рабочего перешёл на другие темы в основном про автомобили какой лучше какой хуже . И вот от директора мы узнали что свой КамАЗ он получал в конце аж 1977 года !
Это получается из первых нескольких тысяч КамАЗов выпущенных серийно ! Получали они первые четыре КамАЗа на всю область , некоторые цеха завода работали практически под брезентом , завод тогда только начинал работать !
Тогда я много нового узнал о КамАЗах : что ремонтировать , в то время,шоферам многие узлы и агрегаты, а особено двигателя и топливную аппаратуру было запрещено , все вышедшее из строя отправляли на создаваемые автоцентры или на завод ! Что многие шофера отказывались получать новые КамАЗы , потому что машина была новая и не известно как она себя покажет и главное будет ли на ней заработок ! Но вот уже через год два после появления КамАЗов от желающих получить сей грузовик отбоя не было . Ещё директор рассказал что на своем КамАЗе он за три года "пробежал" более 250 тысяч километров и ни разу не ремонтировал движок КПП и редуктора но за то пришлось поменять кабину : сгнила , как он выразился потому что была она "пионерская" то есть сделана из металла переплавленного из металлолома , а кто в СССР больше всех собирал лом ? Правильно пионеры ))) А вот его напарнику не везло тот за то же время сменил штук пять двигателей ! Просидели мы за разговорами почти до утра ! Ещё рассказал директор как на МАЗе в начале 80-х ходил по рейсам в Якутии и Амурской области , а директором автобазы стал только в 1985 году ! Так вот откуда он так хорошо разбирался в грузовиках и вот почему обмануть его было практически не реально !))
Разгрузили мы КамАЗы в обед , а после отправились погулять по Манчжурии , а заодно и домой кое что прикупить . Утром все вместе поехали на автопереход , стали проходить китайскую границу и тут происходит что то из ряда вон выходящее : Володин и мой паспорт да и все документы забирают китайские пограничники , а нам жестами показывают что бы мы свои КамАЗы поставили в сторону ! Что за дела такие ?! Приходит наш китаец У Ху Син и с озабоченным видом говорит :
- Вас аристовывают для опознания .
- Какое опознание ?!
- Сегодня утром возле внутренней таможни было ДТП с КамАЗами : сбили моторикшу и двух мотоциклистов , по описаниям это сделали два КамАЗа !
- Да ты сам был с нами ! Мы же ни кого не сбивали !
- Да да , я тоже так говорю , но сказали что сейчас приедет полиция с пострадавшим и будут проверять все !
- Этого ещё не хватало !
УАЗик с нашим начальством подъехал и встал рядом с нами . Мы все объяснили , на что директор и Алексей были настроены более оптимистично :
- Да не переживайте вы , нас столько свидетелей , так что все образуется .
- Ага , это Китай ! А если свидетель ошибётся и нас опознает ! Все тогда приплыли ! Гусев (которому довелось 2,5 года в китайской зоне отсидеть) порассказывал как тут у них "сидят" ! Наши зоны пионерлагерь по сравнению с китайскими !
- Мы здесь , да и У Ху Син вроде как с большими связями , а уж если он не поможет позвоним Джану он же вроде как в местном правительстве чуть ли не второй человек !
Через час приехала полиция и медицинский микроавтобус . Полицейские забрали у пограничников наши документы и при нас стали осматривать наши КамАЗы , за каждую вмятину и царапину спрашивали через переводчика когда и чем это сделано . Но свежих повреждений так и не нашли . Потом вывели китайца с загипсованной рукой типа для опознания . У Ху Син нам переводил о чем шел разговор между полицейскими и потерпевшем : он (потерпевший) говорит что все русские на одно лицо и он не может нас опознать , а КамАЗы вроде и похожи а вроде и нет . Не уверен он что это мы их сбили !
И тут У Ху Син в лице изменился : один пострадавший умер , а второй в тяжёлом состоянии в больнице !
- Вот это дела !! И что делать ?!
- Полицейский говорит что нас из Манчжурии не выпустят пока будут разбираться , но арестовывать не будут , будем жить в гостинице !
- Да уж дела ! И сколько это будет продолжаться ?!
- Не знаю .
Стали мы держать совет : единственный выход звонить и просить помощи у Джана , да и У Ху Син подтвердил что он нам точно поможет ! Дали визитку У Ху Сину тот сбегал позвонил Джану :
- Сказал скоро приедет , он в соседнем городе Чжалайнор !
Ну Слава Богу что он на месте !
Приехал Джан со со своей свитой здоровался с нами как с лучшими друзьями , а вот полицейские и пограничники отдав ему честь стояли по стойке смирно ! Вот что значит большой партийный начальник ! Полицейские и У Ху Син рассказали что произошло , Джан дал какие то распоряжения и стал общаться на отвлеченные темы с нами , а У Ху Син шепнул что он вызвал полицейское начальство из города , ждём...
Через несколько минут приехал полицейский джип , и все китайцы ушли в здание совещаться ! Примерно через полчаса вся эта свита вышла весело разговаривая (а нам то с Вовкой не до смеха !) Подошли к нам и У Ху Син все нам перевел : Джан за нас поручился , и дал команду не чинить нам ни каких препятствий при пересечении границы и вообще работы в Китае ! И ещё дал команду найти виновных как можно быстрее !
Ну вот справедливость восторжествовала ! Компартия КНР рулит! )))
Да сейчас по прошествии стольких лет это выглядит смешно , но тогда в 90-е мы очень "присели на измену" !
Джан через переводчика посетовал что не может нас принять как дорогих гостей из за того что мы торопимся , но взял с нас обещание что в следующий наш приезд мы ему позвоним и встретимся ! А У Ху Син был доволен что через нас познакомился с таким большим и влиятельным начальником ! Выехали мы на нашу границу рассказали знакомым пограничникам и таможенникам про свое приключение , те тоже были такого же мнения ,что если бы не партийный начальник то торчать нам пришлось бы долго в Манчжурии , а могли и "закрыть" в местную тюрягу !
- С Забайкальска мы "на всех парах" рванули домой и даже остановившие нас на посту гаишники были в радость : какие ни какие, а свои !)) А виновников все таки вычислили где то через месяц , ими оказались шофера из Иркутска , до сих пор не знаю что потом с ними было , одно нам было не понятно : если уж так накосячили за чем было опять ехать в Манчжурию ?! Не лучше ли было переждать какое то время!
Вот такой был этот рейс ..
Спасибо всем кто дочитал мою статью , подписывайтесь на мой канал будет много интересного из жизни дальнобойщиков 90-х годов !
Всем шоферам спокойных дорог , отличных заработков , берегите себя и своих близких !