Найти тему
Капля Литературы

Проблемы школьной литературы. Что с ней не так ?

Всем привет! В со школьной программой в целом много что не так, но я хочу рассмотреть наиболее близкую мне тему. Я уже ее затрагивала в статье "Как школьные учителя отбивали интерес к литературе...", но там я так сказать прошлась по верхам, хотелось бы рассмотреть эту тему более обширно.

Тема любви.

Первое о чем пойдет речь, пусть, не столь критично, но крайне обширно. Попробуйте вспомнить что вы читали в школе, уверена большинство из того, что вам придет на ум, будет о любви. Взять те же стихи, которые мы зубрили ночами, почти все про любовь.

Или можно полистать списки литературы, там тоже большинство произведений о любви. Я не хочу сказать что это само по себе плохо, но в итоге, школьники читают по сути одно и то же, раз за разом.

К тому же, то что там выдается за любовь, не всегда ею является. Это может быть страсть, ревность, бессмысленное самопожертвование и тому подобное. А если уж и говорится о настоящей любви, то она так превозносится, что кажется скорее мифом чем реальностью.

В целом выходит уйма произведений не о том, так еще и далеких от жизненных реалий.

Классика, классика, классика!

Возможно, это мое личное, но классику пора хорошенько разбавить, а списки литературы обновить.

Я понимаю без классики никуда, ведь там затронуты вечные темы и все хорошо и глубоко написано. Но загвоздка в том, что, не интересно. Да, как не крути, детям это не интересно!

Ребенок или подросток не станет копаться в душевных проблемах и разбирать трагедию "маленького человека". Особенно если это описано в контексте времен с абсолютно другими нравами, мышлением, социальными ролями и прочим. Пусть затрагиваемые темы и вечны, но время и люди успели сильно измениться.

К тому же, жанровое разнообразие крайне скудное. Где фантастика или полноценное фентези? А как раз они и понравятся, с большей вероятностью, школьникам. И среди этих жанров есть свои легендарные произведения. Но видимо потеснить КЛАССИКУ подобное не вправе.

Классическая русская литература
Классическая русская литература

Подбор литературы и то, как на нее смотрят.

Если уж не следовать предыдущему пункту, то хотя бы смотреть на то, что вы предлагаете школьникам к прочтению. Периодически попадается такое, что стоило бы разбирать на уголовные статьи, а не на литературные подтексты и глубокие смыслы.

Возьмем за пример "Преступление и наказание", где главный герой рубит топором старушку. Основной темой данного произведения является размышления главного героя "Тварь я дрожащая или право имею". Нет, не имеешь, на мой взгляд, тут какие-либо размышления не уместны. Да, старуха не была святой, обдирала нищих, но это решается не так. И думы свои думать он должен был до того как зарубил ее. А иначе получается сначала действуй, а подумаем потом уже. Кстати и сюда умудрились запихнуть любовную линию.

Не знаю затрагивают ли сейчас в школе произведение «Лёгкое дыхание», но мне оно повстречалось. Абсурдность ситуации в том, что по сюжету там гимназистка переспала со взрослым мужчиной, потом сказала ему, что не любила его, и он в итоге её убивает. Акценты расставлены следующим образом: девочка – сама Чистота и Красота (совершенно непонятно, с чего вдруг ), а мужик – сволочь, не потому, что спит с гимназистками и убивает их, а потому что он, убив несчастную девочку, уничтожил такую Чистоту и Красоту. (Видимо, если бы девочка не представляла собой эталон Чистоты и Красоты, пусть это и сомнительно, то убийство уже не казалось бы таким уж преступлением.)

"Легкое дыхание" Бунин
"Легкое дыхание" Бунин

Диктатура мнений.

Если ты не любишь классику - ты не человек. Возможно звучит резко, но зачастую это так. Классические фразы: "ты еще не доросла" или "ты просто не понимаешь" - слышны отовсюду. Больше всего мне запомнился перфоманс моей учительницы. Как-то она обратилась к классу со словами: "где вы(показывая ладонью вниз), а где литература?( подняла руку над собой)". Я конечно все понимаю, но этого я не понимаю.

Помимо этого, все анализы и мнения по классике давно прописаны и если ты отходишь от них, то ты, опять ж,е ничего не понял и мнение твое ниче не стоит. Как мне кажется, подобное должно учить составлять собственное мнение, а не подражать мнению других.

Это случайная фотография, моя учительница кинула меня в черный список в вк(
Это случайная фотография, моя учительница кинула меня в черный список в вк(

Получилось конечно много, но поверьте, можно было бы написать еще больше. Некоторые моменты могут быть спорными, а я не против, мнение есть мнение. Пишите в комментариях, с чем не согласны или что хотели бы добавить. Всего доброго, читайте интересные книги!