Колизей в современном массовом сознании обычно представляется древнеримским аналогом цирка или спортивной арены. Считается, что попасть туда мог любой римлянин, просто купив билет. Билеты (точнее, жетоны) на представления в Колизее действительно продавались, но лишь на часть посадочных мест. Самые лучшие места на трибунах этого огромного амфитеатра резервировались для императора, его приближённых, сенаторов и весталок. Жрицы богини Весты не только бесплатно посещали представления, но ещё и сидели на самых почётных местах.
Римские императоры иногда устраивали бесплатные шоу, на которые допускались только полноправные римские граждане — иноземцев и вольноотпущенников в такие дни на трибунах Колизея не было. Кроме того, для некоторых категорий жителей Рима доступ в Колизей был закрыт навсегда. Они не могли купить билет, а если бы даже и купили, охрана бы их не пропустила. Кто же эти несчастные, лишённые доступа к знаменитым римским зрелищам? Ими были представители трёх категорий свободных людей (рабы на представление попасть могли, но лишь сопровождая своих хозяев): могильщики, актёры и бывшие гладиаторы. Чем объяснялась эта дискриминация?
Дело в том, что Колизей, хоть и предназначался для массовых представлений, был культовым сооружением. Например, храм Христа Спасителя в Москве — в нём может проводиться какое-то массовое мероприятие, но по своему предназначению он является церковью. Так же и Колизей — после завершения строительства в 80 г. н.э. его освятил верховный понтифик Рима, правящий император Тит Флавий Веспасиан. Римляне не просто устраивали шоу для развлечения толпы, они тем самым славили своих богов, то есть представления в Колизее были частью римской религии.
Традицию религиозных праздников, совмещённых со спортивными состязаниями, римляне заимствовали у этрусков. А поскольку Колизей по своему предназначению был чем-то вроде очень большого открытого храма, то в него не допускались «нечистые», по-латыни «infamia». Иногда их также называли «inhonesti» (недостойные). Таковыми считались:
- дезертиры и бывшие солдаты, выгнанные из армии за проступки
- работницы лупанариев
- преступники, осуждённые за грабёж и мошенничество
- актёры
- ланисты и бывшие гладиаторы
Все они были серьёзно ограничены в гражданских правах. А именно: не могли баллотироваться на любые государственные должности, не могли защищать себя в суде самостоятельно (им приходилось нанимать специального юриста), не могли подавать гражданские и уголовные иски. Статус «недостойного» закрывал также и доступ в Колизей. Но почему к «нечистым» римляне (а вслед за ними и европейцы Средневековья) отнесли актёров? Причина в том, что в отличие от древней Греции, где театр был храмовым и представления проводились в честь бога Диониса, римские актёры в подавляющем большинстве трудились в уличных театрах и были кем-то вроде шутов или скоморохов.
Им многое дозволялось, например осмеяние богов (обычный римский гражданин за кощунство мог отправиться под суд), ведь в комедиях небожителей часто изображали в весьма неприглядном виде. Также актёры могли безнаказанно потешаться над римскими политиками любого ранга, кроме императора (закон об оскорблении величества был принят уже при Тиберии, в I в. н.э.). Единственное табу — нельзя было издеваться над всем римским народом и над сенатом как выразителем его воли (но отдельных сенаторов вышучивать никто не запрещал). Во всём остальном фантазия актёров ничем не была ограничена, никакой цензуре их выступления не подвергались.
Такая свобода уличного творчества приводила к тому, что самыми популярными становились наиболее пошлые и вульгарные представления с физиологическими шутками низшего пошиба. Поэтому статус актёров в древнем Риме соответствовал статусу работниц публичных домов. Почему в Колизей не пускали могильщиков — вполне очевидно. Им постоянно приходилось иметь дело с трупами, а значит, по античным религиозным представлениям, они заведомо были осквернены и не могли допускаться в святые места. Но почему туда был закрыт доступ и бывшим гладиаторам?
Причина была той же самой. Гладиаторские игры изначально являлись похоронным обрядом, гладиатор — жертва богу смерти. То, что он выжил на арене, выкупился и стал свободным человеком (или же изначально был таковым, участвуя в гладиаторских боях по собственному желания), в глазах богов ничего не меняет. По своему статусу каждый гладиатор — покойник. А владелец гладиаторской школы, ланиста — хозяин кладбища. То есть эти люди, в точности как могильщики, ритуально нечисты и их появление в Колизее в качестве зрителей будет заведомым богохульством. Поэтому их туда и не пускали.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев