Германия поразила весь континент пакетом стимулов на прошлой неделе, но она прокладывает путь для таких стран, как Франция, для достижения эффективного ответа на коронавирус.
От чемпиона жесткой экономии до крупнейшего спонсора Европы - Германия прошла долгий путь всего за несколько месяцев. Печально известное министерство финансов согласилось потратить 130 миллиардов евро - сумму, равную 4% национального дохода - на более чем 50 инициатив, направленных на содействие росту по всей стране.
Эта захватывающая инвестиционная программа покрывает почти 30% ВВП, которые правительство до сих пор тратило на спасение бизнеса и защиту рабочих мест во время кризиса с коронавирусом.
Суммы шокировали зевак, затихая тем, что они выделяют средства, которые Германия развернула после финансового краха 2008 года. Тем не менее, они согласуются с более широким толчком со стороны европейских институтов, чтобы координировать более, чем когда-либо, восстановление после рецессии экономики ЕС.
В прошлом году эта работа уже была предпринята и направлена на противодействие замедлению роста ВВП: после ускорения в 2017 и 2018 годах она начала сходить на нет. Пандемия усилила ответную реакцию и объединила главных действующих лиц ЕС, чего не было со времен Франсуа Миттерана и Хельмута Коля.
Канцлер Германии Ангела Меркель похоронила свои обиды вместе с премьер-министром Франции Эммануэлем Макроном, чтобы получить гранты на 500 миллиардов евро для бизнеса, находящегося в затруднительном положении в ЕС. Этот шаг обошел отказ Бундестага поддержать разделение долга в зоне евро и, по словам Макрона, преодолел провал блока в начале пандемии, чтобы продемонстрировать достаточную солидарность.
Он сказал: «Что точно, так это то, что эти 500 миллиардов евро не будут возвращены бенефициарами ... Мы предлагаем сделать реальные переводы [денег] ... это важный шаг».
Макрон, который, к раздражению многих в консервативной Христианско-демократической партии Меркель, является сторонником большей финансовой интеграции, видел, что его прохладные отношения с канцлером Германии несколько оживились за последние несколько месяцев.
В прошлый четверг Европейский центральный банк взбудоражил банк щедрым увеличением кредитования суверенных стран и банковского сектора, присоединившись к Федеральному резерву США, Банку Японии и Банку Англии, чтобы убедиться, что стоимость заимствований остается на всех уровнях. время минимумов на долгие годы.
Фондовые рынки выросли на новостях о комбинированных пакетах финансирования, и аналитики заявили, что ожидают, что финансовые рынки вернутся к докандемическому уровню в течение оставшейся части этого месяца.
Немецкий Dax был среди нескольких европейских фондовых рынков, чтобы сделать заметные успехи. В прошлую пятницу индекс Dax подскочил на 3,4%, увеличившись за неделю до более чем 10% и более четверти с середины марта.
Благодаря неожиданно позитивным данным по занятости в США в прошлую пятницу , этот скачок цен на акции был подкреплен объявлением комиссара ЕС по внутренним делам Илвы Йоханссон о том, что ограничения на поездки должны были быть сняты.
«Я лично верю, что мы вернемся к полноценному функционированию шенгенской зоны и свободе передвижения граждан не позднее конца июня», - сказала она.
Некоторые страны, такие как Австрия, опережают ситуацию: после резкого сокращения числа случаев заболевания и смерти от коронавируса, теперь он ослабил свою блокировку, включив поездки в соседние Германию и Венгрию и обратно.
Зона безопасности Шенгенской зоны, которая допускает свободное передвижение среди 26 его государств-членов, часто упоминается в качестве краеугольного камня европейской экономической деятельности, поэтому перспективы ее открытия всегда вызывали интерес у инвесторов. Тем не менее, все смотрят на Германию Меркель, которая первой вышла за пределы фазы спасения и выдвинула целый ряд мер по восстановлению.
Пакет стоимостью 130 млрд. Евро , далеко не спровоцировавший негативную реакцию правых или осуждение слева за слишком слабость, получил неожиданную похвалу. Партия зеленых назвала это «лучше, чем мы боялись», хотя экономисты критиковали краткосрочное мышление пакета стимулов.
Потратив два дня на заключение сделки, Меркель заявила, что, поскольку общество сталкивается с «глубокими потрясениями», вызванными изменением климата и оцифровкой, «мы не могли просто ввести традиционный пакет стимулов».
Она добавила: «Это также должно было быть сделано с прицелом на будущее, поэтому мы особо подчеркивали это».
По всей Германии пакет восстановления рассматривается как поражение некогда всемогущего автомобильного лобби, которое, как сообщается, потратило несколько недель, призывая правительство включить субсидию не только на электромобили, но и на автомобили с двигателями внутреннего сгорания.
В 2016 году Германия запустила изобретательскую схему, которая должна была увеличить спрос на электромобили: с каждой покупкой электромобиля покупатель получал скидку в размере 4000 евро, половина из которых оплачивалась правительством, а остальная часть финансировалась автомобилестроителей.
Вместо того чтобы распространить схему на дизельные и бензиновые автомобили, как требовали лоббисты, правительство Меркель решило увеличить скидку на электромобили до 9 000 евро.
Новостной журнал Der Spiegel процитировал инсайдеров отрасли, назвав пакет изменением парадигмы: «Правда, времена, когда правительство выполняет все пожелания автомобильного сектора, прошли», - добавила она.
Партия Зеленых и младший партнер Меркель по коалиции, Социал-демократическая партия (СДПГ), назвали смену курса победой. Саския Эскен, совместный лидер СДПГ, бросила вызов сторонникам автопрома в ее собственной партии и отклонила планы по субсидированию бензиновых и дизельных автомобилей в начале недели.
«Пакет лучше, чем мы ожидали», - заявил совместный лидер партии Зеленых Роберт Хабек. «Правительству удалось как раз вовремя свернуть за угол и отказаться от субсидий на двигатели внутреннего сгорания».
Другие страны, включая Великобританию, все еще разрабатывают свои пакеты восстановления. Казначейство, как известно, осмотрительно следует по стопам Германии, учитывая, что государственные финансы Великобритании находятся в гораздо более слабом положении.
Однако на прошлой неделе британский канцлер Риши Сунак убедил аналитический центр, имеющий тесные связи с партией тори, предпринять смелые действия и выдвинуть пакет мер стимулирования, который включает снижение налогов наряду с огромными расходами на инфраструктуру.
В аналитическом центре «Обмен политиками» говорится, что сокращение пошлин и НДС должно стать частью схемы, призванной стимулировать расходы как предприятий, так и потребителей.
Меркель также предложила снизить НДС, что сделало пакет восстановления более приемлемым компромиссом для многих ее членов парламента.
Экономисты, однако, были более скептически. «Совершенно неясно, перейдут ли предприятия на снижение НДС для клиентов», - сказал Себастьян Дюллиен, директор Института макроэкономической политики. «В розничной торговле у вас уже есть много пороговых цен: товары, которые в настоящее время стоят 99 евро, вряд ли поступят в продажу по цене 97,50 евро».
Кристиан Одендал, главный экономист лондонского аналитического центра «Центр европейских реформ», сослался на временное сокращение НДС, введенное правительством Великобритании в 2008 году, отметив, что «75% предприятий передали [сокращения] потребителям».
Клеменс Фуест, президент Института экономических исследований им. Лейбница в Мюнхене, сказал, что снижение НДС может не дать долгосрочного стимула: «Это мера, которая позволяет вам увеличить оборот в краткосрочной перспективе. Но после этого периода все это больше не работает, конечно. Таким образом, у вас могут возникнуть проблемы в 2021 году, когда потребление упадет ».
Франция будет стремиться идти по стопам Германии. И сделать это будет намного проще сейчас, когда каждая страна в ЕС собирается нарушить ограничения Брюсселя, касающиеся 3% -ного дефицита.
Свободные потоки правительственных средств не будут сдерживаться еврократами, обеспокоенными заявлениями правительств, тратящих не по средствам. Заимствование является дешевым для всех развитых стран, и лишь немногие из них могут упустить такую возможность.
Урсула фон дер Лейен, глава комиссии ЕС, призвала к сдержанности со стороны правительств, которые, возможно, рассматривают возможность предоставления помощи больным предприятиям и увековечивания огромных компаний-зомби.
Но вряд ли Макрон будет слишком беспокоиться об этом. Он уже отказался от своей позиции поборника ноу-хау частного сектора за более детальный подход, охватывающий стабильность государственного сектора и предприятий, которые полагаются на государственную помощь.
Это очень помогло бы ему, если бы Франция смогла вернуть себе статус любимого туристического направления в мире. Без возврата упакованных рейсов и поездов, полных туристов, тысячи малых предприятий обанкротятся, и более крупные компании будут бороться за восстановление своих доходов.
В прошлую пятницу Макрон призвал профсоюзы реформировать 35-часовую рабочую неделю. Правительство ожидает, что ВВП сократится на 11% в этом году, что является худшей рецессией с 1944 года, при этом ожидается, что дефицит бюджета превысит 10% ВВП. Профсоюзы немедленно выступили против этой идеи, заявив, что она представляет собой сокращение заработной платы.
Макрон, тем не менее, понимает, что его европейский проект потерпит неудачу, если Франция будет втянута в борьбу. Ему нужно идти в ногу с Меркель, иначе многие достижения, достигнутые за последние три месяца, будут потеряны.
Гонка за спасением ЕС
Лидеры ЕС постарались сделать так, чтобы беспорядочный ответ Европы на финансовый кризис 2008 года, который настроил север против юга и почти вызвал его распад, не будет повторяться. Операции по спасению были более масштабными и более скоординированными, но продолжающееся сопротивление в некоторых более консервативных кругах разделению европейского богатства и доходов убедило некоторых лидеров открыто бороться за более глубокую солидарность.
5 апреля . Премьер-министр Испании Педро Санчес призвал Европу разработать план Маршалла по восстановлению экономики континента. Ссылаясь на финансируемую США инвестиционную программу, разработанную в 1947 году госсекретарем Джорджем Маршаллом, Санчес заявил, что отказ от солидарности может поставить под угрозу будущее профсоюза.
«Европа должна построить экономику военного времени и содействовать европейскому сопротивлению, реконструкции и восстановлению. Европа родилась из пепла разрушений и конфликтов. Он извлек уроки истории и понял кое-что очень простое: если мы не все выиграем, в конце концов, мы все проиграем ».
6 апреля канцлер Германии Ангела Меркель предупредила, что ЕС столкнулся с самой большой проблемой с момента своего основания, когда она говорила об экономических и политических последствиях пандемии коронавируса. «Все пострадали от этого в равной степени, и это должно быть в интересах всех, и Германии, чтобы Европа вышла из этого теста сильнее», - сказала она.
16 апреля. В интервью Financial Times президент Франции Эммануэль Макрон сказал: «Мы находимся в момент истины, который должен решить, является ли ЕС политическим проектом или просто рыночным проектом. Я думаю, что это политический проект ... Нам нужны финансовые трансферты и солидарность, хотя бы для того, чтобы Европа держалась ».
13 мая Паоло Джентилони , бывший премьер-министр Италии, а ныне комиссар ЕС по экономике, заявил, что неравномерное восстановление экономики после кризиса с коронавирусом представляет «существенную угрозу» для ЕС. Он сказал: «Что ясно, так это неравномерный уровень восстановления и риски, которые это создает для нашего единого рынка, и необходимая конвергенция, особенно в зоне евро. Это то, что я мог бы даже определить как экзистенциальную угрозу строительству союза », - сказал он группе европейских газет, включая« Гардиан » .
27 мая Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Лейен призвала страны ЕС поддержать план восстановления на 750 млрд евро (671 млрд фунтов), заявив, что профсоюз переживает такой момент, которого он никогда не видел за свою 70-летнюю историю. «Кризис имеет огромные внешние эффекты и побочные эффекты во всех странах, и ни одна из них не может быть устранена какой-либо одной страной».