ЧЕГО НЕ МОЖЕТ ТРОИЦА, НО МОЖЕТ ЧЕЛОВЕК
Начать свой праздничный пост, посвященный празднованию Святой
Троицы, мне хочется с того, что ортодоксальная Православная церковь до сего дня до конца не определилась с тем, чем должно считать христианскую мистику. Несмотря на то, что мистиками по праву можно считать таких прославленных отцов церкви как св. Макарий Египетский, Максим Исповедник, Блаженный Августин и т. д. В настоящее время о православном мистицизме много пишет и говорит отец Рафаил Карелин.
Все христианские мистики единодушны в том, что тайну творения нашего мира невозможно понять умом. Некоторые из христианских мистиков, такие как Яков Бёме, идут еще дальше и пытаются объяснить назначение человека столь высоко, что ставят человека наравне с Богом. Но при одном условии...
Вселенная была сотворена посредством свободной воли Творца. Иначе и быть не могло. Он сказал – и стало. Повелел – и явилось. Но в центре всего, как утверждают некоторые мистики, стояла свободная воля, как одно из главных условий всякого творчества.
Первыми, как все мы помним, Бог сотворил ангелов, наделив их свободной волей. Не все ангелы смогли правильно воспользоваться своей свободой. Некоторые из них пали. То же самое случилось и с первыми людьми. Бог, утверждают мистики, не мог не предвидеть этого людского падения. Для чего же Богу это падение человека понадобилось? Этот, на первый взгляд, серьезный вопрос звучит, с точки зрения некоторых мистиков, несуразно и глупо. Бог не мог лишить человека права выбора, ибо этим был бы нарушен основной принцип творения. Чтобы пояснить сказанное, обратимся к примерам, хорошо известным многим из нас. Солнце несет в себе как жизнь, так и смерть. Его теплые лучи могут обернуться нестерпимым жаром. То же самое можно сказать и о воде. Вода может дарить жизнь, но может стать наводнением. Другими словами, в каждой из сотворенных Богом субстанций, одновременно присутствует как доброе начало, так и злое. Вопрос только в том, какое из начал возьмет верх. Возможности выбрать не доброе, а злое, лишен только Бог. Так как в нем нет, считают христианские мистики, злого начала. Но и принудить человека выбирать только доброе Бог не может по тем причинам, о которых было сказано выше. Человек, как пишут мистики, был сотворен исключительно для того, чтобы сделать свою свободную волю сродни божественной воле. Каждый раз выбирая доброе, человек станет умалять сумму вселенского зла и в итоге сможет обожить всю Вселенную.
Смотрите как интересно: Бог не может принудить человека делать добро, чтобы обожить всю Вселенную, а человек это может. Не потому ли Христос назвал людей богами, ничуть не умаляя их достоинства перед ангелами.
Интересен в связи с этим и взгляд некоторых мистиков на день Страшного суда. Коль сумма зла в мире превысит сумму добра, то исполнится закон, и миллионы грешников погибнут. Подобное уже имело место во время Всемирного потопа. Что будет испытывать Троица в этот момент? Радоваться и веселиться? Как это утверждают некоторые богословы, приписывая Троицы сугубо человеческие чувства.
Чтобы ответить на этот вопрос, я попытаюсь согласиться с теми людьми, кто считает, что жизнь земная является лишь отражением жизни небесной. Какие чувства может испытывать земной судья, приговаривая преступника к исключительной мере наказания в виде смертной казни? Разве судья радуется этому? Радоваться могут люди, присутствующие в зале суда. Судья же остается бесстрастен. Правда, судья может испытывать некоторые чувства, когда в его адрес из тюрьмы приходит небольшой клочок дешевой серой бумаги, в котором ему сообщается о том, что в такой-то день и в такое-то время приговор, который он вынес, был приведен в исполнение. Но ведь судит человека не судья, а закон.
Из всего сказанного особо хочу подчеркнуть, что Троица, при всем ее несказанном могуществе, не может принудить человека выбрать добро. А человек это может.
Всех моих подписчиков и читателей с праздником Святой Троицы.