Найти тему
Роман Рабинович

Чек-лист: как сделать хорошее обучающее видео

Обучение детей и взрослых - как сделать так, чтобы оно было интересным? Пользуйтесь советами профессионалов, которые уже несколько лет успешно создают обучающие видео для компании Neuromap.

1. Целевая аудитория

Четко определите целевую аудиторию, для которой предназначено обучающее видео, то есть ту группу людей, которые будут его смотреть. Даже если обучающий материал можно давать разным, отличающимся друг от друга группам людей, они в любом случае по-разному будут воспринимать ваше видео. Например, если вы учите принципам Agile и Scrum продуктовых специалистов или людей, занимающихся образовательными технологиями (которым тоже полезна эта информация), то эти группы будут совершенно по-разному воспринимать обучающее видео. Нужно учитывать отличающийся уровень подготовки разных целевых аудиторий. Взрослых и детей невозможно учить одинаково – например, тому, как выступать публично и чувствовать себя при этом уверенно – с этими аудиториями нужно разговаривать на разном, понятном им, близком языке. То, что будет удерживать внимание одной аудитории, не сработает на другой.

Как создать обучающее видео, которое будут смотреть?
Как создать обучающее видео, которое будут смотреть?

2. Продолжительность

Короткие видео с большей вероятностью досмотрят до конца. Конечно, есть люди, у которых с самомотивацией и целеустремленностью все в порядке, они будут упорно смотреть ваше видео, даже если его продолжительность составляет 2 часа. Но это скорее исключение. Если видео носит не развлекательный, а обучающий характер, нужно вложить много усилий в то, чтобы на протяжении длительного времени поддерживать вовлеченность зрителя в просмотр. Конечно, обучающие видео – не рекламные. Уложиться в 1 минуту, как рекомендуют для продающих, рекламных видео, сложно. Но имеет смысл разделить ваши обучающие материалы на микротемы и давать их порциями. Соответственно, на такие же порции будет делиться и ваше видео, то есть у вас будет серия обучающих видео.

3. Обучайте, рассказывая истории.

Не будьте занудными. Вы можете сказать, что академические науки, например, занудны сами по себе. Возможно. Но вспомните Стивена Хокинга и его рассказы об устройстве Вселенной. Посмотрите на предыдущий пункт и постарайтесь не давать все сразу. Возьмите сложную тему и расскажите про нее историю. Сторителлинг, умение рассказывать истории – модная тема, но она, действительно работает. Посмотрите яркий пример того, как это можно применить в академических науках, в фильме «У зеркала два лица». В одном из эпизодов главный герой (преподаватель физики Колумбийского университета) приходит на лекцию к главной героине, которая ведет лекцию по психологии. На лекции он видит полный аншлаг, некоторые студенты даже стоят и сидят в проходах. В итоге этот преподаватель спрашивает героиню, как же ему вести лекции по физике, чтобы его студенты были так же вовлечены, и получает ответ: «Попробуй рассказать историю…». В итоге он находит выход и рассказывает о принципах физики на примере полета бейсбольного мяча (его студенты тоже смотрят матчи по бейсболу).

4. Обучающее видео должно соответствовать вашему стилю

Ваше обучающее видео будут смотреть люди, которых заинтересовали лично вы, ваша образовательная организация. Поэтому очень важно не вызывать у них противоречие в восприятии вашего личного или образовательного бренда и того, что они увидят в видео. Это и стилистика, и подача, и речь диктора. Это те образы, которые вы будете использовать. Например, если ваш стиль – это серьезная подача с небольшой долей юмора, то постоянные шутки в вашем обучающем видео будут восприняты с недоверием. Если в речи ваших преподавателей, вашей собственной речи (если вы сами являетесь преподавателем), есть какие-то сложившиеся обороты, выражения, которые даже уже запомнили ваши студенты, используйте их! Это вызовет приятные ассоциации у зрителей и также ассоциации с тем образованием, с тем преподавателем, которые уже принесли им пользу.

5. Эмоциональный отклик и позитивная реакция зрителя на обучающее видео

Любое видео – как рекламное, так и обучающее, должно цеплять как рационально, так и эмоционально. Да, и интегралы тоже, и Agile, и обучение приготовлению пельменей, и составлению бизнес-плана. Рациональная составляющая – это логично выстроенная, последовательно изложенная информация на какую-либо тему, т.е. образовательный материал, который принесет пользу тому, кто смотрит видео. Эмоциональная составляющая – то, что «цепляет» бессознательно зрителя, его эмоции. Эмоциональные реакции включаются в первую очередь – так устроен мозг. Поэтому сначала важно «зацепить» именно их. У рисованного от руки видео есть для этого значительное преимущество. Наивные рисунки вызывают ассоциации с детством, с чем-то приятным, они вызывают желание смотреть видео дальше. Они несложные, их легко воспринимать. Вы можете нарисовать таких героев видео, что человек будет ассоциировать себя с ними, проецировать излагаемую информацию на себя, она будет лучше восприниматься. Транслируйте в обучающем видео образы, в которых ваша аудитория узнает себя, тогда вы сможете удержать ее внимание.

6. Уделите внимание выбору дикторского голоса

Аудио, звук – это важный канал восприятия, который играет огромную роль в том, как будет воспринято ваше обучающее видео. Есть люди, аудиалы, которые способны эффективно воспринимать информацию только с помощью звука. В любом случае, задействовав не только визуальную часть, например, рисунки в случае с рисованным видео, но и аудио, дикторский голос, вы получите на порядки больший эффект воздействия, вовлечения. Какой голос выбрать? В английском языке для этого есть выражение «It depends». Если, например, вы делаете обучающее видео для конкретных студентов вуза, вы можете записать видео с его голосом – специально прописанным или вставить его цитаты. Но лекционный формат и «сжатый» формат ролика очень разные – преподавателям сложно «быть краткими», а заставлять их это делать неправильно, только если они сами не готовы на это пойти. Если вы работаете с диктором, важно найти такой дикторский голос, который будет звучать более-менее нейтрально, не раздражать.

7. Обучающее видео полезно и для коммерческой сферы – не только для образования

Обучающее видео – хороший инструмент маркетинга и продаж. Продавать напрямую – вчерашний день, поэтому на этот метод стоит обратить внимание. Вот мы сейчас не говорим вам: «Закажите у нас обучающее видео! Немедленно!». Вместо этого мы учим вас, как нужно делать обучающие видео. Другой пример: вы представляете сеть пиццерий. В вашем случае вы можете сделать серию обучающих видео о том, как готовить пиццу, привести такие «фишки», о которых люди и не догадывались. Вы сформируете позитивное восприятие вашего бренда и, таким образом, приобретете новых клиентов. Если вы продаете консалтинговые услуги, сделайте обучающие видео о том, как составлять бизнес-план. Это не значит, что таким образом клиенты научатся составлять его без вас и в ваших услугах уже не будут нуждаться. Напротив, вы подготовите клиентов к встрече с вами, заручитесь их доверием, и вам будет легче сотрудничать, когда они обратятся к вам как к поставщику консалтинговых услуг.

8. И что в итоге?

А что должно произойти со зрителем вашего обучающего видео в его финале? Посмотрел и забыл? Во-первых, подчеркните ту главную мысль, которая заложена в ваше обучающее видео, чтобы она четко зафиксировалась в голове у человека. Если это серия видео, свяжите его с предыдущим и последующим видео, чтобы в голове у человека образовалось системное понимание той темы, которую он изучает. Возможно, в конце видео стоит дать человеку небольшое задание – интегрировать его внутрь – чтобы человек получил конкретный результат в итоге этого шага обучения.

9. Фоновая музыка

Обучающее видео может как включать фоновую музыку, так и нет. Соответствующая музыка также включает эмоциональные, подсознательные триггеры, усиливая восприятие информации. Поэтому стоит подумать над тем вопросом, какая музыка должна звучать на фоне - жизнеутверждающая, динамическая, если это тренинг по личной эффективности, этническая и медитативная, если это обучение йоге. Музыка может отсутствовать, если это, например, информация по высшей математике, но присутствовать, если это математика для младших школьников.

10. Не усложняйте

Учиться – не значит постоянно «грызть гранит науки», ломая зубы. Да, порой «орешек знаний тверд» бывает, но цель обучающего видео – особенного рисованного – эту задачу упростить. Формат обучающего видео – не лекционный. В нем говорить нужно короткими, емкими, яркими фразами, избегать лишних вводных слов. Витиеватые тексты, долгие рассуждения оставьте для лекций, тренингов, на которых есть время поговорить на тему излагаемого предмета, дисциплины подробнее. Помните, ваша задача – сделать так, чтобы зритель все понял. Объясняйте сложные термины, а если их можно заменить более простыми словами, заменяйте. Удачи!

Пример обучающего видео - ниже.

Хотите заказать рисованные обучающие видео? Обращайтесь!

Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.