Если понятие «сноубординг» вошло в обиход достаточно прочно, и большинство людей не задумываясь объяснит, в чём заключается этот вид спорта, то на вопрос, что это такое карвинг на сноуборде, ответит не каждый опытный спортсмен. Между тем, за нагромождением терминов скрывается особая техника спуска со склона на борде, заключающаяся в «выписывании» крутых поворотов-петель. Отсюда второе название карвинга – петелинг. Освоив набор приёмов, спортсмен получает возможность контролировать езду на резких виражах при высоких скоростях, создавая захватывающие картины для зрителей.
Основные характеристики сноуборда
В катании сноубордист и его борд практически сливаются воедино. Индивидуальные характеристики доски должны максимально соответствовать особенностям спортсмена: его весу, размеру ноги, опыту, индивидуальным предпочтениям. В противном случае добиться идеального скольжения и полностью раскрыть возможности этого вида спорта не удастся.
Сноуборд для карвинга представляет собой снаряд длиной 1300-1500 мм, вогнутый с обеих сторон с приближенными к овальной форме носом и хвостовой частью. При его выборе обращают внимание на следующие характеристики:
- жёсткость и её распределение;
- радиус;
- прогиб;
- длину эффективного канта (режущей боковой поверхности);
- закладные.
Жёсткость
Жёсткость (её ещё называют пружинистостью) – наиважнейший показатель, отвечающий за качество и красоту скольжения. Слишком мягкая доска лишена энергии: она не выдерживает скоростных поворотов, поскольку не сопротивляется неровностям склона, а просто скручивается, как кусок линолеума. Тем не менее, в данном виде спорта применяются 2 типа бордов: с повышенной пружинистостью, предназначенные для профессионального скоростного катания, которые получили название «Огонь», и мягкие, используемые для обучения и именуемые «Салат».
Новичку, тренирующемуся почти на пологом склоне, необходим мягкий, податливый, но в то же время манёвренный снаряд. По мере повышения профессионализма спортсмен сам почувствует, что настало время повышать жёсткость своего борда. Пружинистость «огненных» монолыж по 10-ти бальной шкале находится в диапазоне от 6 до 10. Такие борды хорошо удерживают вес петельщика и прекрасно справляются с неровностями трассы, разрезая жёсткое покрытие склона и раздвигая бугры. Выбор пружинистости производится исключительно опытным путём и зависит от предпочтений, опыта и массы спортсмена: идеальной будет та, при которой сноуборд «работает», т. е. ритмично ведёт себя на виражах и прогибается, как батут.
Пружинистость зависит от двух основных факторов:
- качества сердечника;
- оплётки.
Сердечник – основная деталь сноуборда. Для усиления прочности и эластичности его производят из нескольких пород дерева. Чаще всего используют тополь и осину. Значение также имеет влажность древесины, количество и толщина плашек, из которых набирается сердечник, направление волокон в них, материал, которым они скреплены, и количество слоёв, из которых состоит доска. Каждый бренд имеет свою технологию производства сердечников, которую держит в секрете.
Для повышения пружинистости и прочности большинство бордов включают слои стекловолокна, а вот распределение жёсткости (в центре, на носу и хвосте) – это тоже технологический секрет производителя.
Прогиб
Это ещё один важный показатель, напрямую влияющий на качество катания. Изначально сноуборды для карвинга изготавливали с единственной формой профиля: выпуклостью в центре и слегка загнутыми краями. Такой прогиб получил название классического кембера. По сей день профессионалы считают его идеальным для петелинга, однако он требует от сноубордиста высокой точности движений (т. е. профессионализма). Используя этот недостаток, производители разрабатывают и активно внедряет новые формы (рокер, флэт, гибридный), призванные облегчить жизнь малоопытному петельщику. Опытные карвингисты не рекомендуют использовать такие борды для тренировок, поскольку они препятствуют оттачиваю техники катания.
Радиус поворота сноуборда
Как уже было сказано, по форме сноуборд для карвинга представляет собой снаряд, вогнутый с обеих сторон. Эта вогнутость называется радиусом. При повороте борда, поставленного на ребро, он сам катится по заложенному в нём радиусу. У разных моделей его значение может отличаться. Чем сильнее прогиб борда, тем меньше должен быть его радиус. Подобрать оптимальный для себя прогиб можно только опытным путём. Для карвингиста высотой от 165 до 180 см рекомендуемый диапазон значений радиуса от 8 до 11 м, при росте от 180 до 190 – от 9 до 12 м.
Кант: его длина и значение
По обеим сторонам сноуборда располагаются металлические зубчатые канты, основная задача которых – обеспечивать прочное сцепление с поверхностью, давая карвингисту возможность поворачивать и тормозить. При выборе сноуборда многие ошибочно в первую очередь обращают внимание на его длину. На самом деле более значимым элементом является не общая длина, а протяжённость режущей боковины, которая в совокупности с радиусом создаёт держащую силу, необходимую для «выписывания» крутых петель на высоких скоростях с соответствующим визуальным эффектом и безопасностью. В теории для карвингиста высотой 160-180 см и весом около 70 кг оптимальная длина канта составляет 1250-1400 мм, при росте выше 180 см – 1300-1500 мм. Однако на практике, как и в предыдущих случаях, длина режущей боковины подбирается в индивидуальном порядке методом проб различных вариантов.
Закладные
На поверхности снаряда всегда обозначены закладные шахты – места, где будут располагаться ноги спортсмена во время спуска. Этот параметр зависит от высоты человека и ширины его стойки и рассчитывается по специальной формуле: Н+1/3,2=ХХ см, где Н – это рост.
Другие параметры, необходимые для подбора карвингборда
Важными особенностями при выборе монолыжи являются рост, вес карвингиста и размер его ноги. Чем больше вес, тем выше должна быть жёсткость борда и обязательно с запасом, потому что чем выше скорость, тем более сильное давление оказывается на сам борд на дуге. В зависимости от роста подбирается длина канта и расстояние между закладными шахтами. От размера ноги зависит ширина доски в «талии». Чем больше размер, тем шире должно быть самое узкое место сноуборда. Это необходимо, чтобы во время спуска ботинки не цеплялись за склон.
Что такое сбалансированность борда?
Все характеристики карвингборда находятся в тесной взаимосвязи и пропорциональной зависимости. Неотрегулированность одной из них ведёт к общему нарушению гармонии, которая может выражаться в закручивании снаряда на склоне, проскальзывании, невозможности «выписывать» чёткую дугу, плохом сцеплении со снегом и т. д. Основными признаками сбалансированности являются ощущение мягкого, но надёжного хода в сочетании с лёгким разрезанием любой поверхности и плавно текущей дугой.
Сноуборд для софткарвинга
Софтакрвинг – это синхронный карвинг, которым занимаются карвингисты очень высокого уровня подготовки. Смысл заключается в спуске с горы парами или четвёркой и «выписывании» различных фигур: зеркальных дуг, пересечённых, «след в след». Отличие же заключается в том, что карвингисты действуют не по строго заученным схемам, а импровизируют в процессе спуска, на ходу решая, где начать поворот, где сильнее загрузить борд, острее поставить его и т. д. Сноуборды подбираются по тем же принципам, что и для обычного карвинга.
Читайте также: