Исполнилось 40 лет со дня премьеры военной драмы Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину»
«Во имя тех, кто жив, тех, кого уже нет и тех, кто будет потом», - этими проникновенными словами в качестве эпиграфа открывал знаменитый режиссер свою экранизацию глав романа классика советской литературы Михаила Шолохова. Картина была выпущена в отечественный прокат несколькими сотнями копий в знаменательный для страны 1975-й год. Именно в те майские дни, когда с размашистым пафосом отмечалось 30-летие со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне.
И это не могло не наложить отпечаток на восприятие фильма высшими государственными и партийными инстанциями, проофициальной критикой и массовым зрителем. Позитивные оценки всех совпали. Однако творческая интеллигенция слегка поморщилась от слишком парадного характера стилистики зрелища и возвышенной патетики в изложении трагических событий, связанных с отступлением Красной Армии летом 1942 года. Об этом был роман Шолохова. И об этом снял свой грандиозный по мощи экранных характеров фильм Бондарчук.
Творческие пути обоих в кино пересекались во второй раз. Слава Бондарчука-режиссера началась именно с экранизации ключевого для всей нашей культуры рассказа Шолохова «Судьба человека», которая принесла Сергею Федоровичу Ленинскую премию. Свою Нобелевскую премию Михаил Александрович получит чуть позже. Правда, за «Тихий Дон». Что, возможно, и послужило одной из причин драматической развязки судьбы другого романа – «Они сражались за Родину». Как гласит легенда, в 1969 году писатель неудовлетворенный текстом (особенно в сравнении с «Тихим Доном») принял роковое решение и… сжег рукопись. «В живых» остались только те главы, которые Шолохов успел написать и издать в годы войны.
Что же касается Бондарчука, то он вступал на стезю экранизации в полном сиянии своей мировой славы и имеющихся званий и регалий. Эпопея «Война и мир» принесла ему не только «Оскар» Американской киноакадемии, но и репутацию мэтра постановочных масштабных картин с явно выраженным «боевым» характером. Что и выразилось в приглашении знаменитого продюсера Дино де Лаурентиса поставить столь же машстабную киноэпопею «Ватерлоо». Приглашение было принято, и Бондарчук вновь оказался на коне, сумев создать эффектную версию последней попытки Наполеона остаться властелином мира.
Случай с шолоховским текстом был совсем иным. Фактически это был государственный заказ на создание картины, которую должен был полюбить народ, увидевший в ней всю трагедию наших потерь и исхода к берегам Дона и Волги в 42-м. Как режиссер, Сергей Бондарчук не мог проиграть это киносражение – ни творчески, ни идеологически. Поэтому ход съемок картины постоянно освещался в СМИ, участники съемочной группы встречались с самим писателем, поскольку ключевые батальные эпизоды снимались неподалеку от станицы Вешенской, где жил Шолохов. А на многие роли, в том числе и эпизодические, режиссер пригласил самых известных и популярных на тот момент артистов. При этом в окончательном монтажном варианте Бондарчук представлял на экране исполнителей с указанием их почетных званий. Только народных артистов СССР в этой эпопее снималось восемь человек, включая самого режиссера, взявшего на себя роль Звягинцева. Можно сказать, что в фильме «Они сражались за Родину» фактически участвовала актерская сборная Советского Союза. Картину снимал один из лучших операторов мира – Вадим Юсов. Проникновенную музыку к фильму сочинил Вячеслав Овчинников, с которым Бондарчук вместе работал еще над «Войной и миром».
Усилия оказались ненапрасными. На популярность фильма у будущего зрителя «сыграло» даже такое драматическое обстоятельство, как скоропостижная кончина Василия Шукшина, снимавшегося в роли Лопахина. Это случилось в начале октября 1974 года, когда съемочный период был фактически завершен. Ушедшего из жизни актера в съемке двух эпизодов вынужденно заменил другой артист, стоявший к камере спиной. А озвучивал роль Шукшина еще один артист – Игорь Ефимов из Ленинграда. В мае 1975 года зрители шли в кинотеатры, где демонстрировался фильм Бондарчука, отчасти еще и потому, что многим хотелось увидеть последнюю большую роль любимого артиста.
Для советского кино появление эпопеи Бондарчука было моментом важным и принципиальным. После мирового успеха документизированной эпопеи Юрия Озерова «Освобождение» требовалось не менее впечатляющее кинозрелище, являвшее миру и зрителям трагедию жертв и одновременно подвига советских людей в переломные моменты Великой Отечественной. Таким примером стал эффектный фильм Бондарчука. Он своим названием - «Они сражались за Родину» - подарил нашей культуре драматическую формулу подвига людей из окопов.
Это была одна из первых картин нашего кино, где во всю ширь широкоформатного экрана размером с двухэтажный дом зрителям демонстрировалась натуралистическая правда войны, ее жертв и их физических страданий. Режиссер стремился к максимальной достоверности всех без исключения эпизодов. Он хотел показать и показал войну такой какой она была на самом деле. Ведь Бондарчук своими глазами видел на фронте то, о чем снимал фильм по Шолохову. И потому каждый артист получил на все время съемок лишь одну гимнастерку, которую не мог поменять или заменить. Такова была цена правды о войне, к которой стремился Бондарчук.
Для многих зрителей, в том числе и для меня, «Они сражались за Родину» стали рубежом в том восприятии Великой Отечественной войны, за которым суровая ее правда была также важна, как и факт того, что в ней мы одержали победу. Ибо умели не только отступать, но и наступать. На выпускном школьном сочинении я выбрал именно тему, связанную с войной, и писал о книге Шолохова и фильме Бондарчука. А потом, собравшись поступать на театроведческий факультет ЛГИТМиКа, в качестве репетиции процедуры написания рецензии снова выбрал «Они сражались за Родину». И это было не зря. На самом вступительном экзамене я вновь писал об этом фильме. Так шедевр Шолохова-Бондарчука помог мне «выбрать» будущую профессию.
Сегодня актуальность фильма возросла как никогда, а его художественные достоинства с бегом времени стали еще очевиднее. Достаточно услышать в финале картины тот закадровый текст, который проникновенно прочел Андрей Попов: «И если любовь к Родине хранится в наших сердцах, и будет хранится до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончинах штыков. Михаил Шолохов». Этим сказано все, в том числе и о том, почему мы сражались и победили.
Сергей Ильченко
Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения
https://jf.spbu.ru