Найти в Дзене
Культурный Петербург

СРАЖАЛИСЬ И ПОБЕДИЛИ

Они сражались за Родину
Они сражались за Родину

Исполнилось 40 лет со дня премьеры военной драмы Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину»

«Во имя тех, кто жив, тех, кого уже нет и тех, кто будет потом», - этими проникновенными словами в качестве эпиграфа открывал знаменитый режиссер свою экранизацию глав романа классика советской литературы Михаила Шолохова. Картина была выпущена в отечественный прокат несколькими сотнями копий в знаменательный для страны 1975-й год. Именно в те майские дни, когда с размашистым пафосом отмечалось 30-летие со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне.

И это не могло не наложить отпечаток на восприятие фильма высшими государственными и партийными инстанциями, проофициальной критикой и массовым зрителем. Позитивные оценки всех совпали. Однако творческая интеллигенция слегка поморщилась от слишком парадного характера стилистики зрелища и возвышенной патетики в изложении трагических событий, связанных с отступлением Красной Армии летом 1942 года. Об этом был роман Шолохова. И об этом снял свой грандиозный по мощи экранных характеров фильм Бондарчук.

Творческие пути обоих в кино пересекались во второй раз. Слава Бондарчука-режиссера началась именно с экранизации ключевого для всей нашей культуры рассказа Шолохова «Судьба человека», которая принесла Сергею Федоровичу Ленинскую премию. Свою Нобелевскую премию Михаил Александрович получит чуть позже. Правда, за «Тихий Дон». Что, возможно, и послужило одной из причин драматической развязки судьбы другого романа – «Они сражались за Родину». Как гласит легенда, в 1969 году писатель неудовлетворенный текстом (особенно в сравнении с «Тихим Доном») принял роковое решение и… сжег рукопись. «В живых» остались только те главы, которые Шолохов успел написать и издать в годы войны.

Что же касается Бондарчука, то он вступал на стезю экранизации в полном сиянии своей мировой славы и имеющихся званий и регалий. Эпопея «Война и мир» принесла ему не только «Оскар» Американской киноакадемии, но и репутацию мэтра постановочных масштабных картин с явно выраженным «боевым» характером. Что и выразилось в приглашении знаменитого продюсера Дино де Лаурентиса поставить столь же машстабную киноэпопею «Ватерлоо». Приглашение было принято, и Бондарчук вновь оказался на коне, сумев создать эффектную версию последней попытки Наполеона остаться властелином мира.

Случай с шолоховским текстом был совсем иным. Фактически это был государственный заказ на создание картины, которую должен был полюбить народ, увидевший в ней всю трагедию наших потерь и исхода к берегам Дона и Волги в 42-м. Как режиссер, Сергей Бондарчук не мог проиграть это киносражение – ни творчески, ни идеологически. Поэтому ход съемок картины постоянно освещался в СМИ, участники съемочной группы встречались с самим писателем, поскольку ключевые батальные эпизоды снимались неподалеку от станицы Вешенской, где жил Шолохов. А на многие роли, в том числе и эпизодические, режиссер пригласил самых известных и популярных на тот момент артистов. При этом в окончательном монтажном варианте Бондарчук представлял на экране исполнителей с указанием их почетных званий. Только народных артистов СССР в этой эпопее снималось восемь человек, включая самого режиссера, взявшего на себя роль Звягинцева. Можно сказать, что в фильме «Они сражались за Родину» фактически участвовала актерская сборная Советского Союза. Картину снимал один из лучших операторов мира – Вадим Юсов. Проникновенную музыку к фильму сочинил Вячеслав Овчинников, с которым Бондарчук вместе работал еще над «Войной и миром».

Усилия оказались ненапрасными. На популярность фильма у будущего зрителя «сыграло» даже такое драматическое обстоятельство, как скоропостижная кончина Василия Шукшина, снимавшегося в роли Лопахина. Это случилось в начале октября 1974 года, когда съемочный период был фактически завершен. Ушедшего из жизни актера в съемке двух эпизодов вынужденно заменил другой артист, стоявший к камере спиной. А озвучивал роль Шукшина еще один артист – Игорь Ефимов из Ленинграда. В мае 1975 года зрители шли в кинотеатры, где демонстрировался фильм Бондарчука, отчасти еще и потому, что многим хотелось увидеть последнюю большую роль любимого артиста.

Для советского кино появление эпопеи Бондарчука было моментом важным и принципиальным. После мирового успеха документизированной эпопеи Юрия Озерова «Освобождение» требовалось не менее впечатляющее кинозрелище, являвшее миру и зрителям трагедию жертв и одновременно подвига советских людей в переломные моменты Великой Отечественной. Таким примером стал эффектный фильм Бондарчука. Он своим названием - «Они сражались за Родину» - подарил нашей культуре драматическую формулу подвига людей из окопов.

Это была одна из первых картин нашего кино, где во всю ширь широкоформатного экрана размером с двухэтажный дом зрителям демонстрировалась натуралистическая правда войны, ее жертв и их физических страданий. Режиссер стремился к максимальной достоверности всех без исключения эпизодов. Он хотел показать и показал войну такой какой она была на самом деле. Ведь Бондарчук своими глазами видел на фронте то, о чем снимал фильм по Шолохову. И потому каждый артист получил на все время съемок лишь одну гимнастерку, которую не мог поменять или заменить. Такова была цена правды о войне, к которой стремился Бондарчук.

Для многих зрителей, в том числе и для меня, «Они сражались за Родину» стали рубежом в том восприятии Великой Отечественной войны, за которым суровая ее правда была также важна, как и факт того, что в ней мы одержали победу. Ибо умели не только отступать, но и наступать. На выпускном школьном сочинении я выбрал именно тему, связанную с войной, и писал о книге Шолохова и фильме Бондарчука. А потом, собравшись поступать на театроведческий факультет ЛГИТМиКа, в качестве репетиции процедуры написания рецензии снова выбрал «Они сражались за Родину». И это было не зря. На самом вступительном экзамене я вновь писал об этом фильме. Так шедевр Шолохова-Бондарчука помог мне «выбрать» будущую профессию.

Сегодня актуальность фильма возросла как никогда, а его художественные достоинства с бегом времени стали еще очевиднее. Достаточно услышать в финале картины тот закадровый текст, который проникновенно прочел Андрей Попов: «И если любовь к Родине хранится в наших сердцах, и будет хранится до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончинах штыков. Михаил Шолохов». Этим сказано все, в том числе и о том, почему мы сражались и победили.

Сергей Ильченко

Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения

https://jf.spbu.ru