Экологическое образование в нашей стране оставляет желать лучшего, и я сейчас говорю не о ВУЗовском образовании, куда идут ребята с конкретной целью и пониманием чему их будут учить. Я говорю о школе, где сознание растущего организма только формируется и это самый лучший период к привитию правильных «экоЛОГИЧНЫХ» привычек.
Как так вышло?
У кого-нибудь в школе был предмет «экология», если да, то вам несказанно повезло, ведь в большинстве государственных школ такого предмета нет. Его присутствие может ощутить только ученик 10 класса на уроке биологии, где уделяется максимум 1 академический час на ознакомление с дисциплиной.
Корень проблемы лежит в прошлом. Экология, как самостоятельная наука образовалась сравнительно недавно. (Читай статью «Экология как наука»)
Да и необходимости учить детей непонятной и довольно сложной дисциплине попросту ненужно. Первые специалисты, а именно экологические аудиторы, а за ними и экологи, пошли в 1991 году, когда в стране появилось понятие «экологический менеджмент» и стандарты экологического управления ISO 14000.
Правильный подход
Зачем внедрять новый предмет в уже устоявшуюся школьную программу? Нагружать школьников часами, которые и так уже нагружены? Такой подход совершенно неверен. Экология не тот предмет, который нужно преподавать сидя за партой в душном кабинете, заставляя школьников учить термины и кто там что открыл. Ведь саму глубину ученики смогут изучить поступив на факультет экологии, а в школе достаточно будет основ, которые попросту необходимы для жизни в современном обществе. Экология должна преподноситься как стиль жизни. Школьникам в разы будет интереснее если они узнают о видах пластика в игровой форме находясь при этом в парке и разделяя его по категориям.
Такое обучение необходимо внедрять как можно раньше и не как у нас делают, под веянием тренда, устанавливая экологию, как дополнительное образование по желанию, а конкретным предметом, который будет продолжаться у школьников с 1 по 11 класс. Такой подход верен, главное не перегружать и не усложнять сам процесс. С 1 по 4 класс, это исключительно игровая форма, привитие ученику правильного экологического мышления. О том как правильно сортировать отходы, куда их необходимо сдавать, какие продукты лучше приобретать, с точки зрения экологии, и самое главное почему это так важно! Понимание сути дела позволит в будущем четко видеть цель, которую необходимо достичь. Цель проста донельзя… снизить воздействие антропогенного фактора на окружающую среду! В большей степени именно отходами производства и потребления. Начиная с 5 класса, можно посвящать учеников в некие глубины, так сказать, говорить о причине тех процессов, которые они предотвращали в младших классах. В 10-11 классах необходимо рассказать о возможности стать специалистом в области экологии, о перспективе этого направления, а уж поверьте перспектив у экологов достаточно.
Главное не выводить все это на экзамен. Но тогда как оценить ученика, его успеваемость — спросите вы. Сейчас расскажу — отвечу вам я.
Оценивание здесь совершенно ненужно. Можно видеть результат и без цифр в дневнике, то как ученик относится к экологическим мероприятиям, как он подходит к подготовке к ним. Такую систему можно применять вплоть до 11 класса, поощряя за грамотный и осознанный подход к экологии, в других дисциплинах. Т.е я хочу сказать, экология должна выйти за рамки привычных нам предметов, существовать где-то между учебой и обыденностью. Это означает, что необходимо вести экологию независимо от других предметов.
Самое главное экологическое мероприятие у нас в стране — субботник. Его вклад в чистоту и порядок города довольно велик. Представьте если бы так массово сдавали пластик или выходили на очистку пляжей от завалов различного мусора.
Учите детей с малых лет
Дети это губки, они впитывают все что видят вокруг себя, им постоянно необходим поток информации, который они с радостью преобразуют и усвоят у себя в голове. Не бросать мусор куда попало это одно, но научить ребенка сортировать пластик это, как говорится, мое почтение.
Не забывайте объяснять зачем это. Ребенок не станет принимать это в действительность, если не будет понимать конечной цели.
Разумеется я понимаю, что не у всех есть дети, но ведь можно учить не своих детей. Брата, племянника, поймать случайного ребенка на улице и рассказать ему про 5 классов опасности отходов и докинуть норматив на их образование (шутка)
Поймите сами
Прежде чем учить, необходимо самому понимать, что к чему. Так уж вышло, что старшее поколение было обделено экологическим образованием, поэтому интернет Вам в помощь, а наша группа еще по полочкам все разложит.
Учитесь и развивайтесь и не только в экологическом направлении, но и в других областях. Саморазвитие хоть и модная тенденция, но от этого не менее важная. Становитесь умнее и делайте умней других.