Во второй половине «бабьего», XVIII века в русских придворных кругах было принято называть Екатерину II «Семирамидой Севера», хотя такое сравнение значительно раньше Ф. Прокопович адресовал Екатерине I, а Вольтер – Елизавете Петровне. Эпоха, высоко вознёсшая великое княжество Московское, и приведшая русские и ордынские рати на Поле Куликово, взрастила свою «Семирамиду».
На легендарную царицу Ассирии, убившую мужа и завладевшую троном, равно как и на исторический прообраз – вавилонянку Шаммурат, ставшую супругой ассирийского царя, матерью и регентшей в правление сына, похожа выдающаяся правительница Орды Тайдула (около 1300 – 1360 гг.).
В исторической памяти русских она почти «своя» ханша. Предание связывает с её именем название города «Тула». В подлинном документе, впервые упоминавшем Донскую битву с Мамаем – договоре Дмитрия Московского и Олега Рязанского 1381 года мы читаем:
«А что касается города князя великого Дмитрия Ивановича на Рязанской стороне Оки, Тулы, то как было при царице Тайдуле, когда её баскаки ведали, в него князю великому Олегу не лезть, он принадлежит князю великому Дмитрию».
Известно, насколько женская половина дворца хана Узбека благоволила к Ивану Калите и способствовала передаче Москве ярлыка на княжение Владимирское. Чтимая православными миссия митрополита Алексия в Орду в качестве целителя также связана с нашей героиней.
И для Западной Европы имя Тайдулы – не звук пустой. К ней, как к «светлейшей императрице Северной Тартарии, достойнейшей государыне» в 1340 году пишет из Авиньона папа Бенедикт XII.
И вот уже через века хочется крикнуть с берега Дона в бескрайность Великой Степи: «Кто ты, Тайдула?»
Если про Черчилля говорили: «Родился с золотой ложечкой во рту», про великую ханшу бы сказали: «Родилась с серебряным кувшином в руках». Семья Тайдулы принадлежала к верхушке кунгратского рода. Традиционно кунграты (унгираты) были поставщиками невест для монгольских ханов. «Сокровенное сказание» так говорит об этом:
«Мы, Унгиратское племя, с давних времён знамениты красою и статностью дев от жены унгиратки./ Брани не любим, но дев своих милых/ К вашим ханам в подруги везём».
Дорогу в ханский шатёр проложили юной Тайдуле знаменитые соплеменницы: жены Хабул-хана – Кара-лику и Чингисхана – Бортэ. В 1313 году юная кунгратка становится женой Узбека. Но не всё гладко в жизни молодых. У хана есть старшая жена – незаконнорождённая дочь византийского императора Андроника II Палеолога Мария, получившая монгольское имя Баялун. После смерти своего первого супруга – хана Тохты, она помогает прийти к власти Узбеку и выходит за него замуж. Позиции Баялун сильны, она уважаема, но немолода.
Роль второго плана не для юной ханши! В маленькой девочке с карими глазами бушевали страсти, способные победить не только соперниц… Тайдула готова была губить родное, чужое не щадила тем паче… Кунгратке помогла не знатность, а женская хитрость, воспринятая современниками как чудо. Иностранные послы восклицают:
«Юная ханша каждую ночь вновь невинна!»
Баялун очень кстати пропадает с арены: или умирает, или возвращается в Византию. И вот уже Тайдула на официальных приёмах сидит по правую руку мужа, сама принимает иностранных послов, она повелевает вопросами вероисповедания.
В 1341 году хан Узбек умирает. Три сына у Тайдулы: Тинибек, Джанибек, Хызрбек. Молодая вдова поддерживает одного – среднего. В декорациях ханской ставки разыгрывается трагедия, достойная античных поэм. «Ордынская Медея» в борьбе за престол помогает Джанибеку, способствуя убийству двоих сыновей.
Что же заставило, тебя, Тайдула, умертвить их? Исступлённое желание власти? Страстная потребность выйти из тени мужчин? Или любовь к сыну, взращённому тобой от рождения, а не к его братьям, которых удалили от тебя сразу после первых младенческих криков?
При Джанибеке влияние Тайдулы возрастает, временами напоминая власть регентши. Теперь её власть не ограничивается религиозными делами. Джанибек ведёт активную внешнюю политику, часто отсутствует в столице, и в эти периоды мать его заменяет. Она решает конфликты между русскими князьями, улаживает дела итальянских купцов, взимает налоги (вспомним «тульских баскаков ханши Тайдулы»), раздаёт ярлыки. 15 лет она - «государыня Тайтулу-катун», «царица Занибекова».
Из Азербайджана в 1356 году Джанибек приезжает больным. Лечение и обращение к силам Небесным ненадолго отсрочивают смерть. Престол занимает сын хана, внук Тайдулы – Бердибек. Казалось, эпоха величия Тайдулы минула. С ужасом видит она, как новый хан истребляет 12 братьев. И жена Узбека удаляется в свою резиденцию Гулистан, сохранив статус вдовствующей ханши, имущество, воинов-нукеров, прислугу.
Что больше терзало Тайдулу вдали от ханской ставки? Уход из жизни сыновей и внуков, или оставшаяся в прошлом возможность вершить судьбы людей, народов, государств? И ханше ещё предстоит «покрасить волосы в чёрный цвет»…
В 1359 году Бердибек умирает. Его место занимает Кульпа. Тайдула ведёт поиск собственной марионетки ему на замену. Вариант первый – потомок пятого сына Джучи – Хызр, вариант второй – потомок шестого сына Джучи – Базарджи. Что же предлагает 60-летняя ханша претендентам на престол? Себя в качестве жены! Хызр отвергает такое предложение, не желая делить власть ни с кем. Тайдула выходит замуж за Базарджи (Навруза) и возводит его на трон.
Лебединая песнь великой ханши продолжается недолго – несостоявшийся жених Хызр называет ханом себя и убивает обоих супругов. Второй брак Тайдулы продлился меньше 6 месяцев. Своим замужеством и возведением на трон потомка не старшего сына Джучи она расширила список претендентов на это место, создав опасный прецедент в период кровавых усобиц.
Понимала ли ханша в свои последние минуты, что Орда уже охвачена Большой Бедой, страшнее нашествия Чёрной смерти, которую Тайдула сумела пережить? «Великая замятня» песчаной бурей сметёт и её, и род Батыя, и монгольскую империю… Понимала ли Тайдула, что заметные шаги к гибели всего этого сделала она, маленькая девочка из племени кунграт?
Материал подготовлен методистом Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Натальей Львовной Новиковой.