Пример гармонизации мелодии, содержащей скачки перемещений и скачки терцовых тонов.
Основная мелодия данной мелодии -До мажор. Форма -период делящийся на два предложения Первое предложение заканчивается автентическим несовершенным кадансом:
Второе предложение
заканчивается автентическим совершенным кадансом .
Каданс первого предложения.
Теперь отметим скачки и наметим их гармонизацию . В 1-м такте (ми -терцовый тон I , си- терцовый тон V)-скачки терцовых тонов. Во 2-м (ля -терцовый тон , фа-основной тон IV )-скачок перемещения.
В 3-М ТАКТЕ (ре-квинтовый тон , соль основной тон V) - также скачки перемещения. При переходе от 4-го такта к 5-му -снова скачок терцовых тонов I и IV ( ми-ля). Скачок от соль к до(6-й такт )- скачок перемещения( квинта и основной I) Отметив и проанализировав скачки, гармонизуем их:
В 1-м такте скачок терцовых тонов направлен вниз. Следовательно , тоническое трезвучие следует взять в широком расположении.
Расположение же доминантового трезвучия благодоря нисходящему скачку будет тесным. Во 2-м такте -скачок перемещения, направленный вверх на широкий интервал.
Значит , данное перемещение должно привести к смене расположения; первый аккорд должен быть в тесном расположении, второй аккорд-в широком.
В 3-м такте , перемещая звуки трезвучия доминанты , третий аккорд нужно взять обязательно в широком расположении.
Этого требует требует трезвучие тоники в 4-м такте , которое соединяется со следующим аккордом ( трезвучие V ) посредством скачка терцовых тонов.
Скачок этот направлен вниз, следовательно , первый аккорд должен быть в широком расположении , а второй - в тесном. Между 5-м и 6-м тактами- снова скачок терцовых тонов; в 6-м такте -скачок перемещения ( при этом скачке смена расположения не обязательна). Теперь осталось гармонизовать всего лишь несколько звуков мелодии:
Подарок моим подписчикам: