Российский fashion-ритейл один из первых попал под удар пандемии. Чуть больше повезло локальным дизайнерским маркам, которые свернулись и перешли в онлайн. На долю крупных сетевых брендов выпала бОльшая ответственность и убытки от аренды и нераспроданных остатков коллекций. Но это, скорее, техническая сторона вопроса.
Брендам станет гораздо сложнее (а может интереснее) работать с Новым типом рационального мышления потребителя. Разберёмся подробнее.
Какой уже сегодня становится сфера вещевого ритейла в России?
- Russian fashion. 80 % фэшн-ритейла ранее - это импорт. Начинается взаимодействие отечественных производств и дизайнеров. Российские бренды начинают активно заявлять о себе. Однако все упирается в возможности нашей легкой промышленности. Многие дизайнеры ранее охотились за тканями в Италии и Китае. Сможет ли отечественная легкая промышленность их заинтересовать?
- Персонализирсванность бренда. Сегодня люди готовы покупать одежду, за которой стоит интересная и близкая по духу личность. Не удивительно, что многие блогеры вдруг стали дизайнерами одежды и неплохо чувствуют себя в новом статусе. У них есть своя приверженная аудитория, которая купит все, что связано с их кумиром.
- Онлайн-шопинг как новая нормальность. Если раньше онлайн-шопинг считался "крайним случаем", когда невозможно доехать в магазин, чтобы посмотреть и потрогать вещь, то сегодня - это абсолютно нормально. Заказать несколько вариантов, примерить, сделать возврат, заказать новое. Бренды стали подстраиваться под запросы покупателей: усилили мобильность доставки, продлили сроки возврата, подарили большие скидки на прошлые коллекции.
- Виртуальный мир одежды. В информационном пространстве набирает популярность виртуальная одежда, цифровые коллекции и демонстрация лукбуков в ZOOM. Недели моды проходят в онлайн-формате, поэтому каждый, сидя в удобном кресле, может оценить новые коллекции от именитых кутюрье. Есть большая вероятность, что digital-модели скоро станут не менее популярны, чем реальные.
- Экопотребление. К сожалению, к экологичности сегодня приписывают все, что угодно. Правда по факту, малый процент брендов одежды соответствуют этому критерию. Тем не менее, покупатели стали подходить к вопросу покупки одежды рациональнее. Сегодня важно купить вещь, чтобы она прослужила несколько сезонов, в идеале - была вне трендов и времени. Поэтому становятся популярны аксессуары, необычная обувь, чтобы разбавить минималистичные комплекты.
Если раньше мы скромно топтались на пороге fashion-перемен, то сегодня уже зашли в новый ДОМ российского вещевого ритейла, который постепенно встает на ноги, обновляется и принимает новые формы. Хочется верить, что этап взросления будет пройден успешно.
Какой тренд вы наиболее сильно чувствуете сегодня?
Ирина Макс, имиджмейкер, наставник для стилистов
Фото: https://www.canva.com
Иллюстрация: Okseart