Найти тему
Фанат 63

Президент рулит, но Госсовет в тумане (Будем править, народ? часть XIII – статья 83)

Статья 83 – о полномочиях, которыми обладает Президент РФ при формировании и прекращении деятельности органов государственной власти. В статью предлагается внести множество изменений, по сути, предполагающих значительное усиление позиций Президента в структуре государственной власти.

Что предлагается изменить? По пунктам:

а) назначать Премьер-министра не «с согласия Госдумы», а поле утверждения парламентом кандидатуры, внесенной главой государства; также Президент наделяется полномочиями освобождать главу кабинета от должности;

б) осуществлять общее руководство Правительством (не будем заострять внимание на предлагаемую замену формулировки «имеет право» на «вправе», суть прежняя – Президент может председательствовать на заседаниях Правительства);

б.1) Это новый пункт. Президент утверждает по предложению Председательства Правительства структуру органов федеральной исполнительной власти, вносит в нее изменения; определяет кому (Президенту или Председателю Правительства) какими органами руководить; и еще – структуру, однажды утвержденную главой государства, нет необходимости менять при вступлении в должность нового главы кабинета.

-2

в) остается без изменений (об отставке Правительства). Однако дополняется пунктом «в.1» о том, что президент принимает отставку премьера, его замов, министров, «а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации».

г) о процедуре назначения и отставки Председателя Центробанка – остается без изменений;

д) суть не меняется: Президент назначает и освобождает заместителей Председателя Правительства и министров, но появляется оговорка, отсылающая к пункту «д.1»;

д.1) Это новый пункт, он значительно усиливает власть Президента. Главу государства предлагается наделить полномочиями по назначению (после консультаций с Советом Федерации) «руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности»; Президент же и освобождает их от должности.

-3

е) В новой редакции пункт значительно расширился. Предлагается наделить Президента полномочиями представлять Совету Федерации для назначения на должность не только судей Конституционного и Верховного судов, но и председателей и их заместителей, также глава государства сможет назначать не только судей, но и председателей и их заместителей других федеральных судов;

е.1) Изменения в пункте предполагают, что Генпрокурора и его заместителей глава государства назначает после консультации с Советом Федерации (сейчас: «представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения»), освобождаются они от должности тем же порядком; также расширен список иных прокуроров, которых назначает и освобождает Президент; упоминание «прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров» в предлагаемых изменениях отсутствует.

е.2) о порядке назначения и освобождения представителей Российской Федерации в Совете Федерации – без изменений.

-4

Сюда же предлагается добавить сразу три новых пункта:

е.3) о порядке прекращения полномочий Председателей Конституционного и Верховного судов, кассационных и апелляционных судов, их заместителей и судей «в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий»;

е.4) о порядке назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты;

е.5) о формировании Государственного Совета Российской Федерации и его целях. Дальше – туман: «статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом»;

-5

ж) изменения определяют цели Совета Безопасности, о которых действующая Конституция ничего не говорит;

з) пункт о военной доктрине остается без изменений;

и) изменения указывают на конкретную цель, с которой формируется Администрация Президента;

пункты «к» (о полномочных представителях Президента), «л» (о высшем командовании ВС РФ), «м» (о дипломатах) – остаются без изменений.

-6

Начало: статья 67, статья 68, статья 69, статья 70, статья 71 (пункты «а» – «е»), статья 71 (пункты «ж» – «н»), статья 71 (пункты «о» – «т»), статья 72, статья 75, статьи 77 и 78, статья 79, статьи 80–82

Продолжение: статьи 92-93, статья 95, статья 97, статья 98, статья 100, статья 102, статья 103