Когда моей внучке Екатерине было 7 лет решила я повести её в Краснодарский художественный музей им Ф.А.Коваленко, подумав, что надо подрастающее поколение к искусству приобщать.
Уже само здание музея — это памятник архитектуры, в котором погружаешься в атмосферу прошлого. Мы поднялись на второй этаж и зашли в большой зал направо. И тут внучка моя с возгласом: «Бабушка, посмотри какие глаза!» полетела прямо к картине. Это оказалось полотно Н.В.Харитонова «Цыганка». Я также подошла к этому портрету. Смотрительница сказала, что впервые видит, как ребенок реагирует на картину. И вот прошло уже более 10 лет, а тот портрет так и не выходит у меня из головы. Я обшарила весь интернет в поисках портретов цыганок, но ничего более интересного, чем та наша цыганка я не встретила. И даже "Цыганка" Врубеля не сравнится с ней.
Несомненно, это картина-загадка. Харитонов написал этот портрет в 1908 году, будучи еще молодым художником. А в 1909 году Фёдор Коваленко купил эту картину. Позже Николай Харитонов просил эту картину продать ему назад, но директор музея в этом ему отказал.
Сама цыганка производит впечатление человека умного, одухотворённого, познавшего жизнь. Видно, что это не простая цыганка, а цыганка "царица". Она тебе всю правду расскажет, несомненно. Но эта правда может оказаться такой горькой, что лучше бы её не знать. Что-то она, видимо, и поведала живописцу, к которому привязалась душой.
Думаю, что художнику и модели было интересно общаться друг с другом, потому что за короткий срок сложно нарисовать такой шедевр. Очевидно, что сеанс был не один. Покидая Россию, Харитонов забрал бы эту картину с собой и подобно Леонардо да Винчи с Моной Лизой никогда бы со своею цыганкой не расставался. Но жизнь распорядилась иначе. Художник эмигрировал, преуспел в США, но второй «Цыганки» не создал. Она так и осталась в России, в Краснодаре.
Мне трудно судить, правильно ли сделал Ф.А.Коваленко, не вернув картину мастеру обратно. Но с другой стороны, их всех уже давно нет в живых, а мы с вами можем сейчас прийти в музей и склонить головы перед гениальным творением великого Мастера.
Хотелось бы, чтобы эта жемчужина богатейшей коллекции музея всегда висела на почётном месте. Я не художник и не искусствовед, а просто зритель и ценитель. Но душа моя чувствует, что это сокровище. Думаю, что и Николай Васильевич Харитонов был бы рад тому, что мы понимаем его творение, в которое он вложил свою душу.
С уважением Анна Святская из Краснодара