Структура построения сценария, разбор основных сцен, характеров персонажей и идеи жанра «в дороге» на примере фильма Тони Скотта «Настоящая любовь»
Для начала стоит сказать, что «Настоящая любовь» - это классика жанра боевиков 90-ых годов. Картина ушедшего из жизни Тони Скотта, смело становится в один ряд с шедеврами типа «Смертельного оружия», «Крепкого орешка», «Гудзонского ястреба». Присутствует и «играет заглавную роль» здесь и романтическая драма, ибо не зря фильм называется «Настоящая любовь» - основная причина поступков главных героев – во имя любви.
Фильм Тони Скотта по сценарию Квентина Тарантино. Совсем еще юнцы Кристиан Слейтер и Патрисия Аркетт в главных ролях. А в эпизодах мы видим уже мастеров Голливуда - Гэри Олдмана, Денниса Хоппера, Кристофера Уокена, Джеймса Гандольфини. Добавляют красок картине и восходящие звезды – Вэл Килмер, Бред Питт и Крис Пенн.
- Живи быстро, играй рок-н-ролл, умри молодым, оставь красивый трупешник (делает глоток из бутылки)
В основе фильма мы видим трехактную структуру сценария с линейным повествованием. Никаких флэш-беков-фьючерсов. Тарантино уже тогда, а это его второй сценарий, был мастером диалогов, и поэтому проходных сцен здесь нет, потому что на первый план в них вынесен характер персонажа – мы видим, на что он способен и задаемся вопросом: а зачем мне показали эту сцену? Что сейчас будет? Забегая вперед скажу, что здесь имеется ввиду первая сцена с сутенером Дрекслом (Гэри Олдман), когда он «почти за просто так» убивает Большого Дона (Сэмюэль Джексон). Это первая проходная сцена, которая показывает безумие сутенера, но «проходной» назвать ее сложно, потому что когда Кларенс Уорли (Слейтер) приходит за вещами Алабамы (Аркетт), мы уже ждём, что произойдет нечто сногсшибательное и безумное. Так как видели, на что способен сутенёр. Может быть, где-то глубоко в голове Тарантино и Скотт предполагали эту сцену проходной, но это не российские сериалы – сцена не должна служить одним лишь объяснением действия и двигателем сюжета. В одной их поганых книг, «Тарантино: диалоги – моя фишка» приведены интервью с Квентином, в котором мы видим его непомерную любовь к кино, после этого тоже закрадываются в голову сомнения, касательно проходных сцен.
Фильм начинается со знакомства главных героев. В этой «Сцене в баре», они вроде бы говорят ни о чём, всего лишь о кино, об актере Сони Чибо, о его поведении и образе, который он привнес в кинематограф. Сюжет истории это не двигает никак, никакой завязки здесь нет, и мы не понимаем, зачем дана эта экспозиция. Но потом, и здесь надо отдать должное Тарантино, Кларенс говорит фразу, которая задает основную тему фильма и философию жизни главного героя - «живи быстро, играй рок-н-ролл, умри молодым и оставь красивый трупешник».
Все это время Кларенс разговаривал сам с собой, и только после этой фразы мы видим Алабаму (Аркетт), которая заворожёно его слушает. Мы понимаем, что они только завязали разговор, даже не спросив имен друг у друга. Зато через секунду мы слышим то, что их объединяет – любовь к Элвису Пресли:
- Если бы мне пришлось трахнуть парня, я бы трахнул Элвиса
- Я бы тоже его трахнула. Не сейчас, конечно, а когда она был жив.
(оба пьяно смеются)
Дальше идут вступительные титры, дающие нам возможность обдумать происшедшее. И по логике сценария, мы ожидаем увидеть сцену, которая двинет сюжет дальше, мы ждем событийности. Ждем появления «главного злодея», но снова нет. Дальше герои сидят в кино, смотрят «Уличного бойца» с Сони Чибо, а затем проводят ночь вместе, и только тогда, по прошествии 13 минут фильма, Алабама говорит то, что хоть как-то дает нам понять - в какую сторону будет идти история.
- Я девочка по вызову.
- Ты проститутка?
- Девочка по вызову это совсем другое (обиженно отворачивается)
Кларенс узнает о профессии Алабамы, о её уходе от своего сутенера, и о забытых у последнего вещах.
И только после этого, нам показывают первую «перебивочную сцену», где Дрексл, сутенер, убивает Большого Дона. Герой Слейтера, парень работающий в затхлом видеопрокате и продающий комиксы, впервые решается на серьезный поступок. А теперь внимание: падшая женщина (проститутка) и невинный герой, который оказывается не таким уж и невинным.
Для того, чтобы измениться, герою нужно сделать то, чего он никогда не делал. Он должен совершить поступок. Он решается забрать вещи Алабамы у Дрексла. Если отложить в сторону религию, то действия Кларенса могут найти отклик у современных философов Джозефа Кемпбелла в его «Тысячеликом герое» и у Дмитрия Лихачёва в «Письмах о добром и прекрасном».
- Я хочу, чтобы ты знала, я тебя всегда защищу (серьезно смотрит ей в глаза)
Когда Кларенс приходит к Дрекслу, который уже нанюхался кокаина, мы с самого начала предчувствуем трагический финал этой сцены, но очень надеемся на благополучный исход. После безуспешных попыток мирно забрать вещи, получив по «мордасам» как следует от Дрескла, Кларенс впадает в ярость и оставляет в клубе два трупа. А теперь внимание, флэш-бэк у зрителя на его первые слова: живи быстро, играй рок-н-ролл, умри молодым, оставь красивый трупешник.
Герой ради любви сделал поступок, очень чреватый последствиями, и мы понимаем, что он не какое-нибудь тряпло, прозябающее в магазинчике до 30-ти лет, он словами не бросается. И эта красивая экспозиция «Сцена в баре. Знакомство» была отнюдь не просто так.
- Открой глаза, открой глаза, мать твою! Ты думаешь все так хорошо вышло? А? Получи подонок! (стреляет в упор в лицо)
От бешеного Кларенса в «сцене с убийством» мы переходим к пугающе спокойной сцене «Поедем в Голливуд». Здесь Кларенс, как ни в чем ни бывало, поглощает бургер и говорит Алабаме, мол, давай двинем в Голливуд и начнем все сначала. Поразительная холодность и непринужденность человека, час назад убившего двоих в клубе, говорит нам о том, что Кларенс не жалеет о содеянном – это решение и теперь спокоен. Здесь опять-таки, все линейно, и сюжет никак не двигается. Это стандартная диалоговая сцена, объясняющая, что будет дальше. Но мы видим двух разных персонажей, два столкновения мировоззрений. С одной стороны - герой (Кларенс), поставивший все на кон, и решающий начать жизнь заново. Позитивный. А с другой – напуганная Алабама, боящаяся последствий действий Кларенса, и наоборот, желающая все вернуть на свои места. Но опять-таки, сцена имеет подвох, заключающийся во внутренней борьбе Алабамы. Она мужчина совершил поступок. Ради неё. Ради любви.
- Ты чего плачешь, отвечай. Или ты хотела, чтобы он меня убил!? Отвечай. А может ты его любишь? Любишь, а? Отвечай, мать твою!
- То, что ты сделал….то что ты сделал так романтично, ты весь в крови (целуются романтично)
Именно здесь сценарий делает крутой поворот, романтическая история с трупом ради любви превращается в приключенческую криминальную историю «в дороге». Герои садятся в машину, и подобно персонажам Керуака, отправляются в другой мир, в новую жизнь. Но перед этим, и в этом Тарантино снова гениален, герой должен показать нам, что для него дорого. Открыть свою душу. Подобно персонажу Константина Хабенского из картины «Географ глобус пропил», который в самый эмоциональный и пиковый момент своих переживаний вспомнил мать, Кларенс должен попрощаться с отцом, попросить у него помощи и познакомить с ним Алабаму.
- Почему ты подумал, что я захочу помочь тебе?
- Потому я что твой сын.
- А сын да? Как ты хорошо все продумал!
- Я самодостаточный человек. Если бы я мог обойтись, я бы не попросил
(перемирие отца с сыном не настает)
Отец Кларенса Клиффорд (Дэннис Хоппер), полицейский в отставке, работающий охранником. Мы узнаем о сложных отношениях между ними, но перемирия между ними не наблюдается. Мы видим глубокое недопонимание, царящее в этой маленькой семье. Отец пытается вразумить легкомысленного сына, но проблема «отцов и детей» не решаема. Эта сцена очень важна. Структура по-прежнему линейная, каждый раз мы узнаем все больше и больше о персонажах. И вот что интересно, событий никаких крупных не происходит, а глаз не оторвать. Мы видим глубину души Кларенса и понимаем, что он не такой легкомысленный герой, каким его видит отец. Поступок ради Алабамы оно совершил, руководствуясь не мальчишескими рыцарскими позывами. Он создал проблему, и он пытается её решить при помощи отца, который в итоге ему помогает и долгожданное перемирие наступает. Наконец, расставив все точки над «i», спалив последний мост, герои отправляются в дорогу, но куда? И вот тут идет вторая «перебивочная» сцена, в которой нас знакомят новым участником этой истории - с голливудским другом Кларенса Диком Ричи. Пока только просто знакомят. Герои, как и сюжет, пребывают к нам линейно, по мере их надобности.
Мы возвращаемся к отцу и Кларенсу, и здесь снова сценарий делает крутой поворот, и превращается - линейное повествование с параллельными сценами. На самом деле это не такой уж и крутой поворот, потому что все должное нам быть показанным, уже было показано. И надо двигаться дальше Таким он будет идти до самого конца фильма. Мы понимаем, что это последняя встреча отца с сыном, но, скорее всего, это уже заслуга режиссера. И причиной тому служит не отъезд Кларенса, а смерть отца, которая встретит нас в буквально следующей сцене. И вот тут есть некое необъяснимое: мы понимаем, что он умрет, но не можем сказать почему.
Кларенс и Алабама отправляются в Голливуд, и параллельно идет еще две линии, яро двигающиеся в одну цель. Дики Ричи, пытающийся подготовить почву для продажи наркотиков. Кларенс и Алабама, мчащиеся в кабриолете навстречу новой жизни. А сзади их догоняют Последствия – крутые ребята под предводительством Винченцио Кокотти (Кристофер Уокен). На самом деле, смерть отца настпуает именно в тот момент, когда он встречается с Винченцио. Мы понимаем – он труп. Здесь для великого Денниса Хоппера приготовлена сценаристом мощная сцена искупления. Напомню, он – бывший полицейский и примерно догадывается о последствиях, ожидающих сына. Так же он понимает, что враги, кем бы они ни были, первым делом выйдут на него. В этой сцене начинающий режиссер Тарантино, написал свой самый удачный диалог, это по его словам, о сицилийцах и их происхождении от ниггеров. Вы понимаете, что перед ним итальянец Винченцио и он ему этого не прощает. Отец уходит из жизни достойно, не посрамим честь полицейского, мужчины и не выдав сына.
- Я не знаю, встречались ли вы с таким фактом, что, сицилийцы произошли от ниггеров?
- Еще раз
- Это факт. Видите ли, в венах сицилийцев течет черная кровь. Много столетий назад Сицилию завоевали мавры, мавры – это ниггеры. И разве не удивительно, что много столетий спустя, сицилийцы носят в себе этот ниггерский ген.
(Винченцио смеется. Отца убивают)
В итоге, по прошествии 55 минут из 121, сценарий делится на три линии, идущие в одну цель. Если опять переносить это на «Тысячеликого героя» то, получается примерно так: прошлое – мафия, убившая отца; настоящее – Кларенс и Алабама едут к новой жизни; будущее – Дик готовит почву для продажи наркотиков.
Конечно, структура немного видоизменяется. Добавляются новые персонажи в лице полицейских, покупателя наркотиков Ли и его охранников мордоворотов. Особенно хочется отметить персонажей Охранников. Это не накаченные парни с тупыми лицамт, заполняющие пространство кадра, и умирающие в нужный момент. Это соверешенно нормальные мужики, отбитые жизнью, со своим конкретным отношением к происходящему в кадре, в сцене. Они еще и являются основными персонажами в финальной перестрелке. Отмечаю еще раз – Тарантино никого просто так не пускает в сценарий. Итак, мы движемся дальше, и за героями всюду следует мафия. Еще одна важная особенность повествования, начавшаяся с «допроса отца» - отставание в одну сцену. Это когда антогонисты (плохиши) приходят в сцену, сразу после ухода протагонистов (главные герои) – Сцена с отцом, сцена с другом Дика Флойдом (Бред Питт), сцена в мотеле (избиение Алабамы). В которой, кстати, сама Алабама совершает убийство. Это отдельный для расмотрения поступок героини. Здесь она уже совершает действо ради любви, которое выводит её любовь на новый уровень.
Вопросы, которые непроизвольно возникают у зрителя, касательно логики поступков персонажей, отпадают путем показа характера этих персонажей.
Например, вопрос: почему Флойд (Бред Питт) не сообщил Кларенсу через Дика, что за ними приходили люди в черных костюмах, враждебно настроенные?
Ответ: потому что он накуренный травкой чувак, который не может встать с дивана.
- Борис, что ты несешь, это же копы
- Ли, забыл сказать тебе одну важную вещь – я ненавижу копов (целится из автомата в легавых)
Финальная сцена потрясает своим абсурдом и трагизмом. Ведь герои, уже успевшие нам полюбиться умирают, оставляя после себя только лужи крови.
Как уже было сказано три основные линии – мафия, влюбленные (к тому моменту уже муж и жена) и покупатели наркотиков, двигаясь к одной цели, встречаются одновременно возле нее. В финальной перестрелке есть место и юмору, и страху, и трагедии. Каждый получает по заслугам: кто-то умирает из-за денег, кто-то - из-за предательства, а кто-то – просто потому, что делает свою работу.
Смыкание всех параллельных сцен в одну является масштабным и красочным завершением всей истории, в которой главный герой должен оказаться между жизнью и смертью. И здесь опять нас встречает название «Настоящая любовь» - Кларенс получает пулю от полицейского, и мы видим, как Алабама, находясь под перекрестным огнем, ползет к нему в слезах, и сквозь выстрелы мы слышим только ее крик: Кларенс! Кларенс!
Снова возникает вопрос: почему она ползёт, когда повсюду кровь и пули? Какой-то чересчур уж романтический героизм. А потом мы вспоминаем, что связывает вместе этих героев, и какие поступки они совершали друг для друга. Он – убил ее сутенера, пообещав ей новую жизнь. Она – была избита до полусмерти мафиози, но убила его ради этой новой жизни. Конечно же, она пойдет ради него под пули, потому что он точно бы пошел.
И в итоге, оставив за собой кучу трупов, поставив «на уши весь» Голливуд, проскочив под носом у полиции, герои остаются вместе с кучей наличных денег и покидают Америку в направлении Мексики. Кабриолет, ветер, закат, Кларенс с подбитым глазом спит на плече Алабамы, она за рулем и….. И вот здесь Тарантино выдает нам финальный монолог героини, и криминальная история с десятком трупов, потерей родных превращается в историю о счастье обычной девушки.
- При всём хаосе того дня, когда я слышала только выстрелы и чувствовала в воздухе запах насилия я с удивлением вспоминаю, что мои мысли были такими ясными и верными. Я без конца повторяла три слова, как будто в мозгу засела поцарапанная пластинка: Ты такой клёвый, ты такой клевый (Улыбается. На глазах блестят слёзы ).
Своими диалогами Тарантино скрывает всю математику построения сценария, мы перестаем видеть скелет. Но при внимательном рассмотрении, мы видим, как чётко герои скачут от плюса к минусу и обратно. То же происходит с сюжетом, с мотивами, и с событиями. И когда в финале всё встает на свои места, остается только облегченно вздохнуть, что ничего не упустил.
Я специально умалчиваю об одном герое, в лице Вэла Килмера. Это так называемая четвертая, призрачная, линия повествования, которая возникает, когда Кларенс остается один. Это философское ответвление, которое постепенно раскрывает нам глубокий внутренний мир Кларенса и его переживания. Оставляю вам ее для личного изучения.
Жанр «криминального боевика в дороге», когда главные герои садятся в кабриолет и мчатся навстречу любви и новой жизни впоследствии обзаведется такими шедеврами как «Прирожденные убийцы» Оливера Стоуна и «Дикие сердцем» Дэвида Линча.