История о слепом монахе, сумевшем прожить свою жить достойно...
7 июня 20207 июн 2020
94
Схимонах Агапий (в миру – Александр Андреевич Молодяшин) родился в 1838 году в деревни Уткино Ростовского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. «С двенадцати годов моей жизни пошли на меня скорби, то за грехи, то для испытания, то для предохранения, – писал своему другу архимандриту Агафангелу отец Агапий. – Я в монастырь ушел 22 годов не по духовной ревности к спасению, но по причине убожества (болезни глаз) и с братом разнонравия. Если бы этого не было, мне никогда и мысль не пришла бы идти в монастырь. Вот я теперь и соображаюсь со Святым Писанием: один святой отец пишет, что иные спасаются разумом, иные – произвольным подвигом, иные – Божиим Промыслом; последнее ко мне приличнее и ближе всех».
Схимонах Агапий (в миру – Александр Андреевич Молодяшин) родился в 1838 году в деревни Уткино Ростовского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. «С двенадцати годов моей жизни пошли на меня скорби, то за грехи, то для испытания, то для предохранения, – писал своему другу архимандриту Агафангелу отец Агапий. – Я в монастырь ушел 22 годов не по духовной ревности к спасению, но по причине убожества (болезни глаз) и с братом разнонравия. Если бы этого не было, мне никогда и мысль не пришла бы идти в монастырь. Вот я теперь и соображаюсь со Святым Писанием: один святой отец пишет, что иные спасаются разумом, иные – произвольным подвигом, иные – Божиим Промыслом; последнее ко мне приличнее и ближе всех».
По смерти родителей старшим в доме сделался брат Александра. Оба брата были совершенно разные. Начавшиеся разногласия с братом очень тяготили Александра, и он решил отправиться на Валаам помолиться Богу и у Него найти себе утешение.
По смерти родителей старшим в доме сделался брат Александра. Оба брата были совершенно разные. Начавшиеся разногласия с братом очень тяготили Александра, и он решил отправиться на Валаам помолиться Богу и у Него найти себе утешение.
Недолго пришлось Александру пожить в святой обители: тяжелые труды валаамских иноков оказались ему не по силам. Однако он заметил, что в его душе появилось твердая решимость принять монашество в Валаамской обители.
Недолго пришлось Александру пожить в святой обители: тяжелые труды валаамских иноков оказались ему не по силам. Однако он заметил, что в его душе появилось твердая решимость принять монашество в Валаамской обители.
Вернувшись домой в мирном расположении духа, он первым делом поспешил примириться с братом. Открыв ему свое желание принять монашество, Александр просил его внести в монастырь некоторую сумму денег, которая служила бы небольшим взносом на его содержание. Брат, зная характер Александра, вполне одобрил его намерение удалиться в монастырь и согласился выделить часть денег. 13 ноября 1860 года Александр прибыл на Валаам. Игумен Дамаскин, не любивший делать никаких послаблений, особенно для новоначальных, на этот раз сделал исключение и принял Александра в обитель. Ему было дано послушание на огороде. 22 мая 1864 года Александр был зачислен в братство Валаамского монастыря, а 4 апреля 1870 года игуменом Дамаскиным пострижен в монашество с именем Агапий.
С юных лет Александр страдал глазной болезнью, которая усилилась. Один глаз совсем перестал видеть, и нести послушание стало затруднительно. Вскоре он совершенно ослеп, был освобожден от всякого послушания и 26 августа 1883 года уволен за штат, т. е. на покой.
Вернувшись домой в мирном расположении духа, он первым делом поспешил примириться с братом. Открыв ему свое желание принять монашество, Александр просил его внести в монастырь некоторую сумму денег, которая служила бы небольшим взносом на его содержание. Брат, зная характер Александра, вполне одобрил его намерение удалиться в монастырь и согласился выделить часть денег. 13 ноября 1860 года Александр прибыл на Валаам. Игумен Дамаскин, не любивший делать никаких послаблений, особенно для новоначальных, на этот раз сделал исключение и принял Александра в обитель. Ему было дано послушание на огороде. 22 мая 1864 года Александр был зачислен в братство Валаамского монастыря, а 4 апреля 1870 года игуменом Дамаскиным пострижен в монашество с именем Агапий.
С юных лет Александр страдал глазной болезнью, которая усилилась. Один глаз совсем перестал видеть, и нести послушание стало затруднительно. Вскоре он совершенно ослеп, был освобожден от всякого послушания и 26 августа 1883 года уволен за штат, т. е. на покой.
Отец Агапий был одним из преданных учеников иеросхимонаха Антипы, подвизавшегося в скиту Всех святых. Под его руководством монах Агапий приобрел духовную опытность, со временем научился умной Иисусовой молитве. Видя своего ученика преуспевающим в духовной жизни и добром иноческом житии, отец Антипа по благословению игумена Дамаскина келейно облек его в схиму. При пострижении отцу Агапию было оставлено его прежнее имя.
Свою телесную немощь – слепоту – отец Агапий в течение двадцати трех лет переносил с изумительным терпением и кротостью, непрестанно благодаря Бога, ниспославшего ему такое испытание для очищения грехов и спасения душевного.
Отец Агапий проводил все время в слушании чтения Священного Писания, творений отцов Церкви и подвижников благочестия и в непрестанной Иисусовой молитве. Он старался не пропускать ни одной церковной службы. Если самочувствие позволяло, то непременно выстаивал литургию, а остальные службы выслушивал у себя в келье или заменял их Иисусовой молитвой с определенным количеством поясных и земных поклонов. Очень часто старец приступал к причащению Святых Христовых Таин. По словам отца Агапия его единственной заботой было «как бы прежде смерти избавиться от страстей и в истинном покаянии скончать живот свой в святой обители».Видя благочестивую и подвижническую жизнь отца Агапия, игумен Ионафан решил возложить на него послушание старчества. Отец Агапий, по своему смирению, не хотел принимать на себя это тяжелое и ответственное дело. Искренне считая себя ниже всех, человеком грешным и недостойным, он совершенно недоумевал, как будет руководствовать других ко спасению. Пробовал отец Агапий отказаться от нового послушания, ссылаясь на свое недостоинство, скудоумие и неопытность, но настоятель был непреклонен, и иноку ничего не оставалось как подчиниться. По немощи человеческой на отца Агапия нашло сильное смущение, но он не пал духом, а решил просить совета и указаний от Бога через людей, искушенных в духовной жизни.
В то время в Вышенской пустыни проживал в затворе известный подвижник епископ Феофан. Отец Агапий уже обращался к святителю Феофану Затворнику с вопросами по поводу умной Иисусовой молитвы и в этом случае просил его разъяснить свое недоумение. Святитель ответил следующее: «Милость Божия буди с Вами, достопочтеннейший отец Агапий! ...Послушание, на Вас наложенное, надо нести; это враг Вас мутит, и все Ваши изветы – его суть изделия. Без послушания быть в обители стыдно! И Вам дано послушание для избежания сего стыда, и притом такое, которое Вам подручнее всякого: Вы исполняете его сидя, одним словом. Что легче слова? А добра-то от него сколько! Вы говорите – не способен. Об этом не вам судить, а отцу игумену. Да Вам и думать о способности или неспособности не следует, а приказано делать – и делайте, не рассуждая. Рассуждал Марк, кажется, когда авва его велел ему сдвинуть камень большой? Так и Вам следует. Ни ума, ни жизни нет у меня, подходящих к такому послушанию, говорите Вы... Если бы этого не было в Вас в какой-либо мере, отец игумен, конечно, не тронул бы Вас! Разве он враг братии, которых отряжает на Вашу долю? Ученики – помеха в молитве? Никакое доброе дело не может быть помехой молитве; добрые дела и молитва – родные сестры, одна другой руку подают. Старчество по самому свойству своему затруднительно, но ему всегда присуща помощь свыше, и эту помощь необходимо призывать. Никакое слово не останется бесплодно, только плод не тотчас появляется. Если будете говорить приходящим к Вам братьям с любовью все должное, то Вы свое дело сделаете. Трудитесь, ибо труд, с Божией помощью, все преодолевает. Молитесь о всех Вам врученных со слезами, каждому испрашивая благопотребное, а себе вразумления».
Утешенный наставлением мудрого святителя, отец Агапий с любовью и ревностью нес возложенное на него послушание старчества.Будучи уже духовно опытен, он постоянно прибегал к совету людей, более просвещенных в духовном делании. Отец Агапий, руководствуя своих учеников, пользовался наставлениями Священного Писания, творений святых отцов и собственным опытом. На первом месте отец Агапий ставил послушание. Особенно он учил избегать осуждения, гордости, зависти, ложного смирения и самонадеянности. «Тогда, – говорил он, – Господь вас не оставит, и во всех трудных обстоятельствах пошлет Свою благодатную помощь и умное просвещение, видя вашу духовную нищету, которая состоит в том, чтобы сознавать, что никакого доброго дела нельзя ни желать, ни делать без содействия Божией благодати».
Достигнув высокой степени совершенства в делании Иисусовой молитвы и получив для своей души величайшую пользу, отец Агапий старался, чтобы и другие иноки занимались для душевной пользы этим спасительным подвигом. Он настоятельно убеждал близких ему лиц из монашествующих, а через них и других – иногда даже лично и незнакомых ему, – полагать начало к деланию Иисусовой молитвы.
Внутреннее делание вообще и Иисусову молитву в частности отец Агапий советовал вести втайне, под руководством опытных наставников. «Постарайтесь со смиренным тщанием укрыть от всех свое смиренное делание. Когда дорогие вещи кладутся неосторожно при пути – они удобно похищаются ворами, а хранимые в крепких кладовых, под хорошими замками, сохраняются от всех безопасно».
Старец тихо проводил свою жизнь в непрестанной молитве, чтении святоотеческих писаний, душеспасительных беседах с близкими по духу и учениками. Келейное правило свое, очень большое, отец Агапий исполнял неопустительно и других иноков поучал, что келейного правила с поклонами оставлять никогда не должно, кроме великой телесной немощи.
Истинно христианская жизнь отца Агапия не могла укрыться от пытливого взора многочисленных паломников, посещавших летом Валаамскую обитель. Многие хотели увидеть старца и спросить его совета. Монастырский устав запрещал принимать в монашеской келье мирян. Но неотступные просьбы богомольцев возымели действие: игумен Гавриил благословил отца Агапия открыть двери своей кельи и для мирян.
Отец Агапий по послушанию к настоятелю и любви к ближним смиренно и безропотно принял этот подвиг, непрестанно моля Бога даровать ему силы. И Господь, видя его веру, помог Своему верному рабу, наделив его даром прозорливости. Бывали случаи, что отец Агапий называл по имени являвшихся к нему для беседы лиц, хотя никогда ранее не видел и ничего не слышал о них. Иногда прямо встречал приходивших к нему ответом на еще не заданный вопрос.
«Все меня слушают, – писал он шутливо своему другу архимандриту Агафангелу в 1903 году, – только не слушают одни болезни, – лезут и лезут на меня, которых я и не хотел бы. Приходится с ними мириться и пользоваться единственным лекарством, которое святые отцы предлагают от всех болезней – это терпение. Прошу Вашего благословения и святых молитв, да поможет мне Господь терпеливо и благоугодно провести остаток болезненных дней».
Отец Агапий был одним из преданных учеников иеросхимонаха Антипы, подвизавшегося в скиту Всех святых. Под его руководством монах Агапий приобрел духовную опытность, со временем научился умной Иисусовой молитве. Видя своего ученика преуспевающим в духовной жизни и добром иноческом житии, отец Антипа по благословению игумена Дамаскина келейно облек его в схиму. При пострижении отцу Агапию было оставлено его прежнее имя.
Свою телесную немощь – слепоту – отец Агапий в течение двадцати трех лет переносил с изумительным терпением и кротостью, непрестанно благодаря Бога, ниспославшего ему такое испытание для очищения грехов и спасения душевного.
Отец Агапий проводил все время в слушании чтения Священного Писания, творений отцов Церкви и подвижников благочестия и в непрестанной Иисусовой молитве. Он старался не пропускать ни одной церковной службы. Если самочувствие позволяло, то непременно выстаивал литургию, а остальные службы выслушивал у себя в келье или заменял их Иисусовой молитвой с определенным количеством поясных и земных поклонов. Очень часто старец приступал к причащению Святых Христовых Таин. По словам отца Агапия его единственной заботой было «как бы прежде смерти избавиться от страстей и в истинном покаянии скончать живот свой в святой обители».Видя благочестивую и подвижническую жизнь отца Агапия, игумен Ионафан решил возложить на него послушание старчества. Отец Агапий, по своему смирению, не хотел принимать на себя это тяжелое и ответственное дело. Искренне считая себя ниже всех, человеком грешным и недостойным, он совершенно недоумевал, как будет руководствовать других ко спасению. Пробовал отец Агапий отказаться от нового послушания, ссылаясь на свое недостоинство, скудоумие и неопытность, но настоятель был непреклонен, и иноку ничего не оставалось как подчиниться. По немощи человеческой на отца Агапия нашло сильное смущение, но он не пал духом, а решил просить совета и указаний от Бога через людей, искушенных в духовной жизни.
В то время в Вышенской пустыни проживал в затворе известный подвижник епископ Феофан. Отец Агапий уже обращался к святителю Феофану Затворнику с вопросами по поводу умной Иисусовой молитвы и в этом случае просил его разъяснить свое недоумение. Святитель ответил следующее: «Милость Божия буди с Вами, достопочтеннейший отец Агапий! ...Послушание, на Вас наложенное, надо нести; это враг Вас мутит, и все Ваши изветы – его суть изделия. Без послушания быть в обители стыдно! И Вам дано послушание для избежания сего стыда, и притом такое, которое Вам подручнее всякого: Вы исполняете его сидя, одним словом. Что легче слова? А добра-то от него сколько! Вы говорите – не способен. Об этом не вам судить, а отцу игумену. Да Вам и думать о способности или неспособности не следует, а приказано делать – и делайте, не рассуждая. Рассуждал Марк, кажется, когда авва его велел ему сдвинуть камень большой? Так и Вам следует. Ни ума, ни жизни нет у меня, подходящих к такому послушанию, говорите Вы... Если бы этого не было в Вас в какой-либо мере, отец игумен, конечно, не тронул бы Вас! Разве он враг братии, которых отряжает на Вашу долю? Ученики – помеха в молитве? Никакое доброе дело не может быть помехой молитве; добрые дела и молитва – родные сестры, одна другой руку подают. Старчество по самому свойству своему затруднительно, но ему всегда присуща помощь свыше, и эту помощь необходимо призывать. Никакое слово не останется бесплодно, только плод не тотчас появляется. Если будете говорить приходящим к Вам братьям с любовью все должное, то Вы свое дело сделаете. Трудитесь, ибо труд, с Божией помощью, все преодолевает. Молитесь о всех Вам врученных со слезами, каждому испрашивая благопотребное, а себе вразумления».
Утешенный наставлением мудрого святителя, отец Агапий с любовью и ревностью нес возложенное на него послушание старчества.Будучи уже духовно опытен, он постоянно прибегал к совету людей, более просвещенных в духовном делании. Отец Агапий, руководствуя своих учеников, пользовался наставлениями Священного Писания, творений святых отцов и собственным опытом. На первом месте отец Агапий ставил послушание. Особенно он учил избегать осуждения, гордости, зависти, ложного смирения и самонадеянности. «Тогда, – говорил он, – Господь вас не оставит, и во всех трудных обстоятельствах пошлет Свою благодатную помощь и умное просвещение, видя вашу духовную нищету, которая состоит в том, чтобы сознавать, что никакого доброго дела нельзя ни желать, ни делать без содействия Божией благодати».
Достигнув высокой степени совершенства в делании Иисусовой молитвы и получив для своей души величайшую пользу, отец Агапий старался, чтобы и другие иноки занимались для душевной пользы этим спасительным подвигом. Он настоятельно убеждал близких ему лиц из монашествующих, а через них и других – иногда даже лично и незнакомых ему, – полагать начало к деланию Иисусовой молитвы.
Внутреннее делание вообще и Иисусову молитву в частности отец Агапий советовал вести втайне, под руководством опытных наставников. «Постарайтесь со смиренным тщанием укрыть от всех свое смиренное делание. Когда дорогие вещи кладутся неосторожно при пути – они удобно похищаются ворами, а хранимые в крепких кладовых, под хорошими замками, сохраняются от всех безопасно».
Старец тихо проводил свою жизнь в непрестанной молитве, чтении святоотеческих писаний, душеспасительных беседах с близкими по духу и учениками. Келейное правило свое, очень большое, отец Агапий исполнял неопустительно и других иноков поучал, что келейного правила с поклонами оставлять никогда не должно, кроме великой телесной немощи.
Истинно христианская жизнь отца Агапия не могла укрыться от пытливого взора многочисленных паломников, посещавших летом Валаамскую обитель. Многие хотели увидеть старца и спросить его совета. Монастырский устав запрещал принимать в монашеской келье мирян. Но неотступные просьбы богомольцев возымели действие: игумен Гавриил благословил отца Агапия открыть двери своей кельи и для мирян.
Отец Агапий по послушанию к настоятелю и любви к ближним смиренно и безропотно принял этот подвиг, непрестанно моля Бога даровать ему силы. И Господь, видя его веру, помог Своему верному рабу, наделив его даром прозорливости. Бывали случаи, что отец Агапий называл по имени являвшихся к нему для беседы лиц, хотя никогда ранее не видел и ничего не слышал о них. Иногда прямо встречал приходивших к нему ответом на еще не заданный вопрос.
«Все меня слушают, – писал он шутливо своему другу архимандриту Агафангелу в 1903 году, – только не слушают одни болезни, – лезут и лезут на меня, которых я и не хотел бы. Приходится с ними мириться и пользоваться единственным лекарством, которое святые отцы предлагают от всех болезней – это терпение. Прошу Вашего благословения и святых молитв, да поможет мне Господь терпеливо и благоугодно провести остаток болезненных дней».
Старец чувствовал приближающуюся кончину. Несмотря на слабость, отец Агапий без посторонней помощи передвигался по своей келье, без послабления исполнял келейное правило и принимал желающих для духовной беседы. Так он провел почти два года, слабея телом, но бодрствуя духом, непрестанно молясь и часто причащаясь Святых Христовых Таин.
7 апреля 1905 года 67-летний старец тихо передал свой дух Господу. В Лазареву субботу схимонаха Агапия похоронили на братском кладбище.\
Старец чувствовал приближающуюся кончину. Несмотря на слабость, отец Агапий без посторонней помощи передвигался по своей келье, без послабления исполнял келейное правило и принимал желающих для духовной беседы. Так он провел почти два года, слабея телом, но бодрствуя духом, непрестанно молясь и часто причащаясь Святых Христовых Таин.
7 апреля 1905 года 67-летний старец тихо передал свой дух Господу. В Лазареву субботу схимонаха Агапия похоронили на братском кладбище.\