Беларусь – маленькая страна. Грубо говоря, 600 х 600 км – примерно, как две среднестатистические российские области. Говорить о серьезной боеспособности при таких размерах вроде бы несерьезно. Но, с другой стороны, 600 км – это примерно 10 минут полетного времени баллистической ракеты: не так уж и мало!
Как бы то ни было, у белорусов есть и армия, которая не просто существует, но и совершенствуется. По крайней мере, новинки боевой техники соседи демонстрируют постоянно: новой фишкой ежегодных парадов в Минске с недавних пор стала колонна Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь (ГВПК). Именно в ней, а не в основных рядах, проходит все самое интересное. Это позволяет сделать некоторые выводы, чем и как Беларусь планирует сохранить мирное небо над республикой.
Я не полезу в дебри всех родов войск ВС Республики Беларусь и не стану пичкать вас обилием ТТХ – специалистам интернет в помощь. Для тех же, кому просто любопытно – легкая аналитика по технике, представленной ГВПК РБ на парадах двух прошлых лет.
Основное и неопровержимое – белорусы в полной мере оценили опасность, которую таит небо. Огромное количество армейских новинок направлено на обнаружение и уничтожение всего, что может прилететь по воздуху. Причем речь идет как о полноценных самолетах, в том числе и использующих технологию типа «стелс», так и о маловысотных компактных целях типа «дрон». Одна из фишек – отказ от стационарных объектов РЛС пользу мобильных комплексов.
Было бы глупо пытаться защищать себя от «беспилотников», не используя их же для ударных целей. Беспилотные аппараты (БПА), пожалуй, второе из направлений ВС РБ, развитие которого видно невооруженным глазом. Модели, демонстрируемые на парадах, меняются из года в год. К примеру, 9 мая в общей сложности было показано уже с десяток различных «роботов», как наземных, так и воздушных. Глядишь, скоро они не в кузовах поедут, а самостоятельную колонну организуют.
Еще одна тема, которую нельзя не заметить – развитие ракетного вооружения. Не скажу о начинке – не специалист в самих ракетах, но за «ракетоносцев» взялись всерьез. Все, что раньше устанавливалось на громоздкие вездеходные шасси, способные преодолевать лютое бездорожье и водные преграды, теперь «пересаживается» на МАЗы и VOLAT. Страна маленькая, и возможность быстро сменить позицию по плохонькой грунтовке (коих в Беларуси не счесть) стала намного важнее, чем проложить новую дорогу прямо по лесу.
С учетом сказанного выше о размерах страны, очень интересной кажется ракетная «тачанка» в виде РСЗО «Флейта». Помните мелькающие во всех видеороликах о горячих точках пронырливые кибитки с различным вооружением на пикапах? «Флейта» - это официальная версия такого мобильного штурмовика по-белорусски. Система из 80 неуправляемых авиационных ракет семейства С-8 «перепашет» нужный квадрат на дистанции от 1 до 3 км всего через минуту после остановки. Машина легкобронированная, так что близость к переднему краю, насыщенному стрелковым оружием, ей не очень страшна. Базой служит белорусское шасси «Асилак» - лицензионная копия российского «Бурана», построенного на базе ГАЗ-3308 «Садко».
Активные работы ведутся и по бронированному транспорту для переброски личного состава в районе боевых действий. При создании стараются учесть все нюансы реальной эксплуатации различных грузовиков в «горячих точках». Так, MRAP «Защитник», имеющий двухобъемный кузов, на самом деле сделан на шасси бескапотного МАЗа – капотная компоновка безопаснее для экипажа при подрыве на минах. А УБП «Секач» представляет собой платформу для установки различных модулей, хоть транспортных, хоть боевых.
Ну, а как же «танковый кулак», который давно считается надеждой и опорой всей армии? А никак. Конфликты последних лет показывают, что танки теперь уязвимы со всех сторон и могут более или менее уверенно действовать только под плотным прикрытием авиации и ПВО, и в тесном взаимодействии с пехотой. А в городские кварталы им лучше вообще не соваться. Так что, бронетехника у белорусов теперь представлена мобильными БТР, а также различной «мелочью» в виде разведывательно-дозорных машин на разных шасси. Впрочем, показательная «дубина» в виде Т-72Б3 тоже имеется. На всякий пожарный.