Найти тему
Кинокружок Курилова

Почему фильм «Довлатов» — не обличение СССР

Довлатов со своими приятелем — фарцовщиком Давидом (Козловский).
Довлатов со своими приятелем — фарцовщиком Давидом (Козловский).

Многие, посмотрев «Довлатова», радостно гудели, как там смачно СССР припечатали. Типа хороший урок для ностальгирующих: чтобы смотрели и перевоспитывались. Нет, друзья. Всё не так.

Не антисоветское это кино, не обличительное, даже близко. Хоть и снято при чуткой поддержке Совета Европы. Просто не все политически активные зрители Довлатова адекватно понимают, как и Германа, у которого в том самом 1971 году отец снял гениальную «Проверку на дорогах».

Зарубежные постеры, конечно, изображают "утомленность" красными флагами.
Зарубежные постеры, конечно, изображают "утомленность" красными флагами.

Фильм Германа (как и предыдущий фильм Говорухина, кстати) замечателен тем, что это кино максимально попадает в творчество самого Довлатова. Он не был Солженицыным или Шаламовым. Он сам программно дистанцировался от этих фамилий. Он не обличал империю. В его творчестве главное — диалектическое противоречие, а не Воины Света против Мордора. Как и в фильме Германа.

Этим фильм дополнительно ценен. Герман снял кино, которое родственно творческой позиции самого Довлатова, которую он неоднократно черным по белому провозглашал. Поэтому не стоит видеть в этом кино только смачное обличение СССР или возмущаться недостатком критики режима и вялостью главного героя, стоит внимательней читать Довлатова и смотреть фильм Германа.

В семье у Довлатова уныние и отсутствие интереса.
В семье у Довлатова уныние и отсутствие интереса.

«Довлатов» хороший. И атмосфера, и актеры, и германовщина просто отменные. Для всех, кто любит кино Германов, это замечательный подарок. Для меня после мутноватых «Электрических облаков», которые как-то не зашли, «Довлатов» — классное возвращение стиля любимых авторов, да еще и перекликающееся с «Мой друг Иван Лапшин». Серб Милан Марич в главной роли — на месте. Конечно, один он бы фильм не вытянул, основную работу делают эпизодические «маленькие люди», каждый со своей головной болью.

Отличная драматическая роль у Козловского. Второй раз в кино про Довлатова — Ходченкова. На этот раз совсем драма-драма, в нескольких коротких монологах полжизни рассказала и показала еще больше. Лядова не отстает. Роль еще меньше, но Елена не тратит зря ни одного слова, ни одной секунды. У Антона Шагина, возможно, сильнейший маленький образ (неудавшийся поэт, работающий на стройке метро) в его биографии. Ему очень идут за что-то пламенно упертые персонажи. И тут каждый на своем месте.

Ретро-атмосфера, костюмы и все прочее — гуд. В начале фильма слегка напрягает, когда экран завалили искусственным снегом, который почему-то не падает на одежду людей, но дальше, вроде, явных ошибок нет.

Вместо предложенной работы почему бы просто не получить членство в Союзе писателей по блату?
Вместо предложенной работы почему бы просто не получить членство в Союзе писателей по блату?

По сюжету мы видим Довлатова несколько дней в начале ноября 1971 года. «Прекрасная эпоха» оттепели закончилась, книжки не печатают, а в редакциях газет и журналов предлагают писать всякие неинтересные для Довлатова вещи. Поэтому он тусуется, пропускает работу, проваливая задания редакторов, пытается занять деньги, ссорится с женой, пробует по блату вступить в Союз писателей и обсуждает с Бродским перспективу уехать из страны. Оба на тот момент еще достаточно патриотичны, и расставаться с Родиной не хотят.

Забавно, что Довлатов в фильме показан почти бездельником, грезящим жить на деньги это публикации той прозы, которую хочет писать именно он, хоть ее пока не так уж и много, да и качество — не супер. Смежные профессии, которыми и в капстранах кормятся многие еще не ставшие многотиражными авторы, его не интересуют. Ему подавай тиражи именно его полудневниковой прозы. Без работы Довлатова не оставляют. Но она ему особо не нужна.

Каждый день тусовки. Все равно работать особой нужды нет.
Каждый день тусовки. Все равно работать особой нужды нет.

В нескольких сюжетных линиях он ведет себя как непрофессиональный журналист, грубо игнорирующий не только задания редакции, но даже требования жанров. То же самое — с поэзией. Издатели готовы его печатать. Дают , например, задачу сделать стихотворение про нефтевышку. Про нефть при уме и таланте можно много чего классного написать, не наступая на свою песню. Но Довлатову это не надо.

Он с бодуна сочиняет про нефть совершено глумливые вирши, просто сарказм. В итоге честно признается, что не поэт. Но почему-то даже не попытался быть, пусть и средним, но профессионалом.

с Еленой Лядовой.
с Еленой Лядовой.

С журналистикой — та же история. Ну, говорит ему герой репортажа казенную скукотень. Бывает. Можно ведь задавать человеку нормальные вопросы, если ты профи, если хочешь писать. Нет. Довлатов стоит с таким лицом, будто не понимает, как сюда вообще попал, и что-то нехотя ковыряет в блокноте... Нет ему дела до журналистики, даже попытаться что-то сделать с достоинством не хочет.

Ну, скажите, что зазорного в статье о новой технологической разработке, если ты работаешь в газете от ЛОМО? Чем плох научпоп, что плохого в романтизации нового этапа НТР 70-х? Чем это хуже статей про айфоны и теслы? Неужели так сильно мрачно все, что прямо невмоготу похвалить какой-то новый супер-кран и его создателей?

Аллегория с пострадавшей библиотекой  работает, но выглядит простоватой.
Аллегория с пострадавшей библиотекой работает, но выглядит простоватой.

В итоге коллеги, которые совсем не монстры, смотрят на него как на экзальтированного саботажника и очень разочарованы. И их очень даже можно понять, ведь непризнанный гений их подводит. Чтобы герой фильма не выглядел совсем никчемно (все равно так и выглядит), Герман в ряде эпизодов загоняет его типа пошедших на компромисс коллег (актеры, телевизионщики, газетчики и т. п.) почти в карикатуру. Местами эти эпизоды похожи на какой-то скетчком. Смешно, конечно, но видно, что режиссер заставляет этих персонажей играть с Довлатовым в поддавки. Чтобы он смотрелся немного поумнее.

Но в целом, наверно, выходит довольно честно. Ну, не хотел герой фильма ничего, кроме своей прозы, а до всего остального ему дела не было. Не так важно, что журналист, поэт, да и просто человек он, мягко говоря, неоднозначный, важен именно конфликт вокруг невостребованности в качестве прозаика. Этот конфликт Герман и показывает.

Довлатова отправили в метро работать, он работу провалил, зато нашел в подземке поэта-любителя (Антон Шагин), с которым можно покутить.
Довлатова отправили в метро работать, он работу провалил, зато нашел в подземке поэта-любителя (Антон Шагин), с которым можно покутить.

В США «Зону», как известно, так же долгое время так же не печатали, считая унылой, отработанной темой, сумбурным бложиком, неформатом, некоммерческой историей и т.п. Т. е., единственная разница с СССР в том, что в Союзе не печатали по идеологическим причинам. Во многом из-за этого сопротивления системы Довлатов и стал явлением. А так бы просто опубликовали его сыроватые (как и «Компромисс», кстати) байки и забыли, а гонорар гений быстренько бы прокутил... Но фишка в том, что его не печатали, и этот факт сразу романтизирует персонажа.

Однако, несмотря на всю романтизацию, Довлатов изображен не каким-то гением в опале. Нет. Это просто довольно эгоистичный, страдающий, наивный инфантильный 30-летний максималист. Да еще и готовый к кумовскому решению своих вопросов. Ему говорят: «Напиши книжку со стилизацией под Древнюю Грецию, вступишь в союз писателей». Но нет! Работать Довлатов не хочет, он хочет в союз писателей просто за подать! Не отлакированный получился персонаж, не воин света, живой, с кучей не лучших черт характера, и смотреть на такого два с лишним часа весьма занятно.

Судя по фильму, работать журналистом Довлатов не очень хотел. И, наверно, не очень умел.
Судя по фильму, работать журналистом Довлатов не очень хотел. И, наверно, не очень умел.

И знаете, в чем великолепие всей этой ситуации с талантливым, но безалаберным, любящим свою страну, но слегка обиженным на нее Довлатовым? В том, что это не плоское и не антисоветское кино, а работа с теми самыми диалектическими противоречиями, что всю жизнь волновали самого Довлатова.

Думал, что действие в конце скакнет в 1972-й, и Довлатов уедет в Эстонию. Это был бы четкий приквел к недавнему «Концу прекрасной эпохи» Говорухина. Но в любом случае так и есть. В экранизации книжки «Компромисс» мы увидели почти 4 года жизни Довлатова. Сейчас добавился еще один.

Можно еще снять кино с 1975 по 1978-й. А потом сделать про жизнь в США. Там уже можно показать смешные штуки из бытовухи мигрантов.

Вторая роль Светланы Ходченковой в кино про Довлатова.
Вторая роль Светланы Ходченковой в кино про Довлатова.

Работа Германа, по сравнению с фильмом Говорухина, более мощная, детализированная, цветная с (что сложнее, чем трюк с уходом в ЧБ). Но и «Конец прекрасной эпохи» был очень силен. Только удивительный маркетинговый провал (даже на афише толком фамилию Довлатова тогда не написали!) лишил этот фильм значительной части зрителей и признания.

Жаль, потому что Говорухин рассказал со временах своей молодости весьма аутентично и правдиво. Да и Довлатов из того кино, наверно, многим понравится больше. Там он взрослее, наглее, бодрее, креативнее, не такой аморфный, как у Германа. В общем, оба фильма хороши. Через некоторое количество лет можно делать еще.

Ходченкова и Колесников в фильме Говорухина.
Ходченкова и Колесников в фильме Говорухина.
  • Спасибо за дочитывание!
    Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал, и до новых встреч!