Мой приятель рассказал о том, что его сын после получения «красного» диплома в московском вузе был приглашён для продолжения образования в университет в Китае с последующим гарантированным трудоустройством. Конечно, пригласил сам Китай, поскольку парень несколько раз побеждал в студенческих олимпиадах - заметили. Семья подумала – и сын улетел.
Я уговорил приятеля расспросить своего «иностранного» студента, вернувшегося на зимние каникулы и застрявшего из-за вируса, как ему живётся, учится и зубрится – ведь китайский считается одним из самых трудных языков.
Студент не поленился и даже прислал не только краткий рассказ, но даже несколько фотографий.
Конечно, мне как родителю прежде всего интересно, как мальчик устроен, что ест и где спит.
Сам город чётко делится на 2 части: новую и старую (туда студентам настойчиво советовали не углубляться – впрочем, ничего необычного: наши родные хрущёвки-пятиэтажки, грязные контейнерные площадки и крысы, несущие свои хвосты через улицу.
Новые районы – редкая красота, но квартиры стоят столько, что две трети этих многоэтажек пустуют.
Студенческий городок для иностранных студентов построен по китайским меркам давно, более 10 лет.
Русских студентов поселили в комнатах гостиничного типа: все удобства, номер на двоих, интернет, телевизор, кондиционер (пригодился – дома не отапливаются, но предупредили, что на электричество есть лимит!).
Всё бесплатно, кроме стирки белья – это за свой счёт.
В столовой можно пообедать на 10 юаней – около 100 рублей. Вкусно, только кажется очень перчено – потом привыкли. Очень много овощей, некоторые даже не узнали. Можно взять «отраду студента» – каждый может поставить на поднос пиалу с бульоном, чашку с рисом, рисовую лепёшку и стакан сока – это всё бесплатно. А вот приправы, овощи, мясо – уже за свои деньги. Но если прижимает, то на бесплатном можно несколько дней продержаться. Очень много блюд из курицы (дёшево) и свинины (дороже).
Первые же занятия закончились тестом, по итогам всех развели на 3 группы: А – много знаешь, В – что-то знаешь, С – ничего не знаешь. Объяснили, что в конце года со всех будут спрашивать одинаково – зубри, студент, за это тебе стипендию дают! Да, для приезжих из-за границы не только бесплатное проживание, обучение, медицинская страховка (это важно, в Китае бесплатно лечат по минимуму, остальное за деньги), но и стипендия – по-русски 30 тысяч рублей. Конечно, не разгуляешься, но на еду и скромные покупки хватает. Не буду упоминать про стипендию в России.
Учёба насыщена техникой – все учебники только электронные, их выдают, как у нас книги в библиотеке, в учебном кабинете у каждого студента комп для работы и связи прямо на занятии с преподавателем. Очень распространена дистанционка.
Студенты обязательно всю осень в свои выходные помогают подшефным кооперативным агрохозяйствам: убирают рис.
Никто не отказывается – это будет воспринято как неуважение к друзьям из села. Очень похоже на то, как в советское время ездили в колхоз, только всё серьёзно. Очень много общего с СССР – собрания с обсуждением каких-то проблем, коллективные экскурсии, совместные праздники, часто по телевизору идут советские фильмы: «Освобождение», «А зори здесь тихие», «Сталинград», «Служебный роман», поют советские песни.
Часто для студентов проводят конкурсы: народной песни, танца, рассказов, чтения классических стихов – китайских, конечно.
Отношение к русским очень уважительное, если на «младшего брата» из Вьетнама могут повысить голос, то к нам, русским, только с доброй улыбкой. Ну, и зубрим, конечно, тем более преподаватель с обаятельной улыбкой сказал:
– Наш язык, китайский, очень простой, на нём полтора миллиарда говорит, и никто не жалуется!