Найти тему
Мама Васи

Эпоха Возрождения началась после эпидемии

Доброго времени суток!

Еще в самом начале самоизоляции писала статьи про Виктора Франкла – врача и психолога, пережившего нацистский концлагерь, потерявшего всю семью, но сумевшего выжить и основать новое направление в психотерапии – логотерапию, которое не имеет аналогов. Также была статья про Болдинскую осень Пушкина, в процессе написания которой я избавилась от меланхолии, вызванной, как я считаю, популярным сегодня вирусом.

Затем решила почитать про эпидемию чумы 1348 года и изучить литературное произведение того времени, «Декамерон» Джованни Боккаччо.

Сюжет такой: десять молодых людей, спасаясь от чумы, уходят на виллу в пригороде Флоренции, объятой эпидемией. Уже тогда был понятен смысл самоизоляции. 10 дней они поют песни, танцуют и рассказывают друг другу разные истории с юмором, присущим тому времени.

Сегодня «Декамерон» как-то не читается. Раздражает буквально все: слог автора (перевод Веселовского), сюжет большинства новелл…

Мое самое первое знакомство с этим произведением состоялось, когда мне было лет так 10-11. В нашем театре поставили спектакль, который так и назывался «Декамерон». Я до сих пор считаю, что эта была одна из самых лучших постановок, которые я видела.

Конечно, первое, что бросается в глаза – это оформление сцены. Здесь постарались. Шикарная авторская музыка. Финальную песню – сонет Франческо Петрарки «Уходит жизнь» исполнил профессиональный певец, Сергей Дроздов, солист популярного в советские времена ВИА «Синяя птица». Актеры выложились максимально. Впечатление от спектакля переносится и непосредственно на само произведение.

Не смогла прикрепить запись, музыка совершенно необыкновенная. Вот тот самый сонет Петрарки:

Уходит жизнь — уж так заведено, —
Уходит с каждым днем неудержимо,
И прошлое ко мне непримиримо,
И то, что есть, и то, что суждено.
И позади, и впереди — одно,
И вспоминать, и ждать невыносимо,
И только страхом божьим объяснимо,
Что думы эти не пресек давно.
Все, в чем отраду сердце находило,
Сочту по пальцам. Плаванью конец:
Ладье не пересилить злого шквала.
Над бухтой буря.
Порваны ветрила,
Сломалась мачта, изнурен гребец
И путеводных звезд как не бывало.

Билеты на спектакль великолепно раскупались, поэтому он не сходил со сцены еще лет 8-10. Его я пересматривала уже в достаточно взрослом возрасте, стала замечать новые детали. Например, оказалось, что там везде сексуальный подтекст, причем его слишком много. Я ничего не имею против, когда в «Камеди клаб» или в чем-нибудь подобном преобладают шутки «ниже пояса», но ведь это спектакль в театре… Храме искусств!

Прочитала, что «Декамерон» как литературное произведение оказал огромное влияние на поэтов и писателей того времени и даже гораздо позже… Что-то я не поняла. Будем считать, что у меня низкий культурный или интеллектуальный уровень, поскольку я не смогла осилить это произведение.

Тем более, сегодня Троицкая родительская суббота, завтра Троица. Однозначно, не самое лучшее время для прочтения «Декамерона». Завтра одна из самых моих любимых служб в году, а я не попадаю в церковь.

А может, это богохульство на каждой странице книги, эти непристойности – ничто иное как способ уйти от шокирующей реальности, ведь рассказчики понимают, что через десять дней им придется вернуться во Флоренцию, где они в скором времени падут жертвами чумы? Или это вызов невежеству средневековья?

Эпидемия привела к огромному количеству жертв. Опустели поля, пастбища. Все больше людей приходили к выводу о необходимости механизации сельского хозяйства. Вновь возник интерес к забытым со времен Античности точным наукам. Мрачное средневековье закончилось, уступив место эпохе Возрождения.

Интересно, что максимальное количество жертв эпидемии чумы 1348 наблюдалось в Италии, и именно там стартовала раньше всех эпоха Возрождения. Сразу проводится параллель с пандемией коронавируса… Посмотрим!