Найти в Дзене

Шпионский роман-сказка про секретную школу трилобитов. Интервью со Светланой Лавровой

Светлана Лаврова
Светлана Лаврова

« — Господа, я пригласил вас, чтобы сообщить пренеприятное известие, — сказал Второй Магистр. Вообще-то самым главным был Первый Магистр, но он обычно сидел под большой губкой и молчал. В Совете ходила шуточка, что как только Первый заговорит, наступит Конец Света» .

Если вы читали вот этот материал, то, конечно, знаете, что книга "Трилобиты не виноваты" вышла у нас в электронном формате для взрослых,

Электронная книга "Трилобиты не виноваты". Дизайн и иллюстрации Уны Андерсоне
Электронная книга "Трилобиты не виноваты". Дизайн и иллюстрации Уны Андерсоне

а в издательстве "Самокат" - в бумажном, для детей.

И мы с удовольствием показываем интервью с автором на "Лабиринте"!

....Совершенно особым складом ума надо обладать, чтобы написать про шпионскую школу, в которой учатся… трилобиты. Ископаемые членистоногие, жившие в незапамятные времена — какие там динозавры, они пока — будущее.

Шпионский роман-сказка про секретную школу трилобитов — дело рук Светланы Лавровой, написавшей множество смешных, добрых книг для детей, полных обаяния, доброты и великолепной иронии. Но писатель еще и увлекается палеонтологией, и вообще врач-нейрофизиолог! Вот уж шило в мешке не утаишь. Смотрите, как автор куражится над нами, отвечая на традиционное: как, мол, вам пришла в голову такая идея — вот эту книжку написать:

Сначала была идея ответить на этот вопрос чисто физиологически. Как пришла идея и как она шла дальше? Вот трилобит (окаменелость, конечно). Которого мне подарил хороший человек Алексей Копейкин (эксперт и критик детской литературы, прим. ред.). Я на трилобита смотрю, импульс от сетчатки идет в первичную зрительную кору в затылочной доле, там слегка обрабатывается. Потом информация делится на два потока — «что?» и «где?». Поток «Где?» направляется от затылочной доли в теменные. Там решается вопрос, где находится объект и как быстро он движется.

А потом через несколько переключений активирует двигательные центры, позволяющие поймать объект (мы еще не знаем, что это) или убежать от него. Поток «Что?» идет в височные доли. Часть нейронов этого направления реагирует на овальные линии, другая — на овальные линии коричневого цвета, третья — на овальные коричневые линии с поперечной насечкой… и так собирается образ чего-то определенной формы и фактуры. Информация поступает в ассоциативную кору, там сравнивается с уже имеющейся: ага, трилобит. Ну и что? Как на это реагировать? «Хорошо реагировать, — отвечает лимбическая система, ответственная за эмоции. — Трилобит — это хорошо». Дальше информация идет в лобные доли, где есть нейроны, ответственные за принятие решения. И принимается решение: надо написать сказку. От этих центров совсем недалеко от моторной коры прецентральная извилина, которая передает сигнал мышцам руки: взять руку и начать книгу.

Светлана Лаврова
Светлана Лаврова

Но первичная моторная кора ответственна только за примитивные движения. Бросить трилобита в угол она еще может, а вот написать о нем книжку — нет. Поэтому следующие импульсы идут к премоторной коре и дополнительной моторной коре, да еще и подключают сенсорную (чувствительную) кору для контроля: правда ли ты взяла ручку, а не конфету, которую ты хочешь гораздо больше, чем ручку? Импульсы идут из коры в спинной мозг, потом по периферическим нервам до мышц, мышцы сокращаются — и ручка уже в руке, лист бумаги положен немного наискосок, и я начинаю писать: «Трилобиты не виноваты». Но потом я подумала, что не могу точно сказать, на каком именно из участков этого пути появилась именно шпионская линия. Поэтому я не стала всего этого писать.

Лучше ответить честно и коротко. Палеонтология привлекала с детства, когда впервые, лежа на пляже возле уральской речки Сараны, увидела перед носом маленькую милую брахиоподу, а через три сантиметра от нее — чудесные цилиндрики криноидей. А потом (очень-очень потом, лет через 30) прочитала великолепную книгу Ричарда Форти «Трилобиты. Свидетели эволюции» и сразу поняла, что надо писать сказку.

«…Двенадцатый Магистр как раз беспомощно оглянулся, не зная, убеждать ли ему престарелого дядюшку или плюнуть и оставить как есть. Плевать не получилось — не плевались трилобиты, слюны не было и рот другой конструкции. Оглянемся и мы вместе с ним. Тьма, вечная тьма. Мир прикосновений и запахов. Зрение не нужно, да его и нет ни у кого. Что разглядишь в вечно черной воде, во взбаламученном иле? И так жить весело — на ощупь да на нюх. По дну ползают маленькие зверюшки странного вида, в иле копаются совсем уж фантастические существа. До поверхности моря — сотни метров, никто из здешних там не был и не будет. А верхние не спускаются сюда — зачем? Здесь мало еды, мало кислорода, жуткое давление. Разве что исследовательские экспедиции Верхнего мира да редкие секретные агенты, специально снаряженные для погружения…» — цитата из книги «Трилобиты не виноваты».

Но ведь я опять не ответила, почему шпионский детектив! Начнем сначала.

Время — ордовик, 400 миллионов лет назад. Герои — трилобиты. Не котики (про них много писала), не мышки (они меня как-то смущают при близком общении), не лисята, которых вообще не знаю. Тр-р-рилобиты… слово какое мужественное. Надо крутой брутальный роман. Супермены, перестрелки, шпионы… ага, шпионы. Супермены меня обычно смешат, перестрелки вообще отпадают из-за незнания матчасти (хотя в школе автомат Калашникова, конечно, собирала). А шпионских детективов прочитала море.

Нет, это все неправда. Я знаю, почему трилобиты — потому что я их люблю. Но я не знаю, почему шпионы. Шпионов вроде не люблю (по крайней мере, ни одного живьем не видела). Но и трилобитов ни одного живьем не видела. Не такая уж я старая, мне явно меньше 250 миллионов лет, когда окончил свою жизнь последний трилобит. Не знаю!!! Дохлый номер выпытывать у писателя, почему он написал это про вот тех вот так.

Немного об иллюстрациях

Иллюстрация Никиты Терешина (Самокат)
Иллюстрация Никиты Терешина (Самокат)
Иллюстрация Никиты Терешина (Самокат)
Иллюстрация Никиты Терешина (Самокат)
Иллюстрация Никиты Терешина (Самокат)
Иллюстрация Никиты Терешина (Самокат)

Иллюстрация Уны Андерсоне (Эдвенчер Пресс)
Иллюстрация Уны Андерсоне (Эдвенчер Пресс)

Иллюстрация Уны Андерсоне (Эдвенчер Пресс)
Иллюстрация Уны Андерсоне (Эдвенчер Пресс)
Иллюстрация Уны Андерсоне (Эдвенчер Пресс)
Иллюстрация Уны Андерсоне (Эдвенчер Пресс)

«Изя сидел в углу с мрачным видом. Математику он не сдал, лучше бы на обед сходил. Эври лихорадочно делал расчеты — он уже третий урок корпел над заданием: «Как улучшить плавательные свойства неразумных организмов под условным названием „рыбы“».

Или:

«Эня подумал-подумал, принял вертикальное положение и неожиданно для всей компании издал жуткий вопль — от нормальных частот до ультразвукового диапазона…»

Л Традиционный вопрос: какого возраста воображаемый читатель этой книги? Шесть лет? Двенадцать? Тридцать?

СЛ Больной вопрос. Больной даже не для писателя, а для того, кому надо эту книгу продать. Куда ее поставить? Какую циферку прилепить на обложку 12+, 16+? Я знаю, что многие писатели точно знают, кому они адресовали книгу — дошкольникам, например, или подросткам. Иногда я тоже знаю, но редко. А с «Трилобитами» все было иначе: я понимала абсолютно ясно, что никто ее не издаст, она такой неформат и так выбивается из всех рамок, что бесполезно вводить какие-то границы. Ну и писала, как летела. Мы, когда летаем, ведь не раздумываем, каким крылом махнуть сначала, каким потом, и как развернуть плоскость крыла под восходящий поток.

Л Э… Ну, как сказать. Если бы умели летать, вы имеете в виду? (Попытки заглянуть писателю за спину).

СЛ Я имею в виду, надо спрашивать не «какого возраста читатель?», а «какой читатель?» Это легкий вопрос. Читатель умный и веселый, ему интересно жить, ему интересно, что было на планете вчера и что будет завтра, он любит фантастику и «познавалки», он с чувством юмора и ценит приключения и путешествия. Это мой читатель. Мы обычно понимаем друг друга. Меня часто взрослые обвиняли в том, что в книжках много непонятных слов. Читатели меня в этом не обвиняли. Видимо, они знают, как пользоваться поисковиком. Взрослые это не всегда знают. А возраст… нет, в шесть лет, наверное, будет сложно входить в этот совершенно чужой современному человеку мир. Вот напишу «от 12 и выше», а какой-нибудь одиннадцатилетний умница обидится. Люди ведь разные. Я во втором классе с ума сходила от «Двух капитанов» Каверина, а мой сосед по парте только освоил «Теремок». Тридцатилетние тоже читали «Трилобитов». Взрослые ведь тоже люди, им иногда тоже невероятного хочется.

«— Никакой матчасти, — продолжил Директор. — Я не дам вам усилитель защитного поля № 154. Я также не дам вам пропеллер для Изи, новую модель, осветительные диски и диски антизапахов. Все это я вам не дам в отсеке А-98 завтра сразу после обеда. Да, чуть не забыл, навигатор тоже не дам и коды связи, конечно, не скажу. Связь только со мной. И еще. За вами будет слежка» — цитата из книги «Трилобиты не виноваты».

Л Ладно, я в 41 читала и ощущала счастье, и знаю читателей 12 лет. И тоже думаю, что будет и 10−11-летний читатель. Сейчас многие родители сами только открывают для себя чтение и пока так не уверены в себе, что как за соломинку хватаются за пресловутый вопрос: на какой возраст эта книга. Книги для всех — они, кстати, называются crossover-books — как будто нарочно не упоминаются. Возвращаясь к нашим трилобитам. Страшно даже представить, что отвечали издатели… Кстати, можете вспомнить какой-нибудь смешной ответ на письмо с рукописью?

СЛ Да я «Трилобитов» мало кому из издателей давала, а кому давала — даже и не отвечали. Один ответ помню, но он не смешной, а типичный: «Круто. Но как я это продавать буду?» Поэтому согласие «Самоката» восприняла как чудо. Самое смелое издательство, мне кажется.

Л Я правильно понимаю, что в твоей книге зашифровано утешение паникующим в связи с глобальным потеплением? Эволюция, мол, идет своим чередом?

СЛ Ну нет. Эволюция — очень слабое утешение. Какое же это утешение, если трилобиты все-таки вымерли? Или утешение, что мы вымрем нескоро, через 500 миллионов лет?

Л Да ведь в книге все время повторяется: прошло много лет. Как будто фильм смотришь про ордовик. Ускоренная съемка, титры…

СЛ Так ничего подобного, у нас все будет быстрее. И человечество в принципе вымирать не хочет, так что утешение не пройдет.

Л А трилобиты, можно подумать, хотели. Скажите по совести: это смешная книжка? Ну, ведь смешная! Хотя и на грустную тему.

СЛ Конечно, смешная. Один Энечка чего стоит. А мечехвосты! Но я-то считала, что писала на другую грустную тему — о подростках, о трудном выборе пути, о дружбе, о предательстве, о том, как могут «кинуть» взрослые, наставники, и как могут помочь чужие, о государстве по отношению к гражданам, об ответственности руководителя… вот о любви не писала. Не умею я о любви писать. Хотя сама любовь — отличная штука. В общем, как всегда: мне кажется, что я написала серьезно. А люди смеются. Ну, пусть смеются, это полезно.

Л Вот этого, нам, по-моему, не хватает сильнее всего.

СЛ А в заключение я бы хотела сказать не свою мысль, а мысль моей дочери. Я, как всегда написав бредовую книгу, виновато оправдывалась: мол, понимаю, что этого не могло быть, что такая цивилизация невозможна… но старшая дочь меня перебила: «Откуда ты знаешь? Если у них была нетехнологическая цивилизация, а чисто биологическая, то от нее за 400 миллионов лет не могло ничего сохраниться, кроме окаменелостей биологических существ. Никаких подтверждений в принципе не могло остаться! Так что вполне возможно, что ты написала правду. Все так и было».

Л Во всяком случае, что так не было, никто не докажет. В этой сказке все по-настоящему.

Подробнее: https://www.labirint.ru/child-now/trilobity/?fbclid=IwAR1jjY7qvsS-hMmpvxQc37Xx_hOgamWMT1T8Z-Ir6BT4dnzn6qCFyqJXbJI