Однажды к нам в евангельскую церковь пришли три необычно одетые женщины. Одна толстая и две худенькие. Они сидели всю службу и спокойно слушали проповедь. А когда собирались уходить, та, что потолще, начала говорить другим верующим:
— Неправильная у вас церковь. У вас люди хорошо одеты, вкусно едят, покупают себе квартиры и машины. Вы богатые, а Господь сказал, что богатому трудно войти в Царство небесное. Вы должны всё продать и раздать нищим, иначе Господь вас не спасет.
Эта полемика развернулась у входа в здание. Другие убеждали ее в том, что Господь их и так любит, но это вызывало в нашей гостье еще большее раздражение. Когда же ей сказали, что она и сама вроде неплохо питается, судя по фигуре, она возмутилась до глубины души:
— А ты сначала послужи, как я, а потом уже спорь!
Короче, весело было их слушать.
Но была ли права эта женщина, когда призывала людей жить в нищете? Давайте разберемся.
О какой истории идет речь?
Эпизод, на который ссылалась наша гостья, в том или ином виде упоминается в Евангелиях от Матфея (19:16-26), от Марка (10:17-27) и от Луки (18:18-27).
Мое дальнейшее рассуждение строится на варианте от Матфея.
Вот этот текст:
16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди.
18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
20 Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
24 и еще говорю вам: удобнее верблюду* пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.
(Евангелие от Матфея, глава 19)
*Есть версия, будто слово «верблюд» (камелос) следует читать как «канат» (камилос).
Божье царство и вечная жизнь: есть ли разница?
Обычно считается, что у человека есть перед Богом только два варианта:
- спасение, оно же Божье царство;
- погибель в геенне огненной.
Однако, глядя на продолжение истории Матфея, я могу видеть, что последователей Иисуса, наследующих Божье Царство, ждало нечто большее, чем просто вечная жизнь:
27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии*, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
29 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
30 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
(Евангелие от Матфея, глава 19)
*«Пакибытие» также переводят как «новое рождение», «возрождение», «воскресение».
Что я вижу? Высокое положение, щедрое воздаяние. Лепота!
А для вечной жизни как таковой, по словам Иисуса, достаточно всего одного: «Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди» (Матфей 19:17).
Это, пожалуй, основная причина, по которой я не трясусь за участь некрещеных или неверующих людей в будущем. Я верю Богу, что Он будет судить людей по Своей святой правде, а не просто по их крещености или формальной принадлежности к «правильной религии», как принято судить у верующих. Поэтому мой главный вопрос о человеке не в том, христианин он или кто, а в том, исполняет он Божью волю или нет.
Какая участь ждала парня из этой истории?
Парень хотел наследовать вечную жизнь и спрашивал у Иисуса, что можно сделать доброго для этого. Иисус же ответил ему, что добрый только один Бог, а для обретения жизни следует соблюсти Божьи заповеди.
Парень ответил: «всё это сохранил я от юности моей». То есть представил себя как послушного Богу человека. Но он чувствовал, что способен на большее, и спросил: «чего еще недостает мне?»
А согласно Марку и Луке, об этом недостающем говорит сам Иисус:
«одного тебе недостает…» (Марк 10:21),
«еще одного недостает тебе…» (Лука 18:22).
Если этот парень действительно соблюдал Божьи заповеди, то со слов Иисуса (Матфей 19:17) он, по идее, мог войти в вечную жизнь.
Но есть и другая версия (см. комментарии Баркли к Новому Завету): парень считал, что любит ближнего, как самого себя, но при этом не проявлял никакой любви на практике. Не любил ближних своим кошельком, не заботился о нуждающихся, не выручал из беды тех, кто оказался на дне. С этой позиции выходит, что парень грешил против Бога своей нелюбовью к ближним. Он копил и приобретал только для себя.
В связи с этим предложение Иисуса раздать имение нищим могло бы решить эту проблему и послужить деятельным выражением любви к ним.
Но он не захотел.
Какой смысл раздавать имение?
Довольно многие люди считают, что «кто богат, тот рогат». Будто от богатства одно зло, будто наличие значительного имущества делает человека негодяем. Существует множество народных сказок, в которых описывается именно такой портрет богача.
Отчасти это убеждение подогревается и социалистическими настроениями, оставшимися после распада СССР: люди по инерции живут одной профессией, работают на государство за весьма скромный оклад — и скрипят зубами, по-черному завидуя тем, кому хватило бесстыдства приспособиться к жизни в новой стране и получать больше.
На фоне всех этих убеждений может сложиться соблазнительная мысль, будто Иисус ненавидел всех богатых и желал всех уравнять, сделать одинаково бедными.
Но если внимательно вчитаться в историю, то можно заметить, что Иисус явно обозначил цель даяния:
«пойди, продай имение твое и раздай нищим;
и будешь иметь сокровище на небесах».
Все многочисленные богатства этого человека находились на земле. Человек искал вечной жизни, но не подготовился к ней — не собрал небесных сокровищ, которые Бог дарует людям в награду за их безвозмездные благодеяния. Как еще говорил Иисус:
33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе [...] сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,
34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
(Евангелие от Луки, глава 12)
Таким образом, я нахожу смысл раздачи имения не в бедности, а в щедрости.
Пара слов о церкви
Когда-то мысль о спасении бедных и гибели богатых могла «выстрелить» и принести церквам неплохие приношения от перепуганной паствы, внезапно решившей обеднеть ради спасения. Но в долгосрочной перспективе это учение приводит к тому, что весь народ скатывается в нищету, а его десятины сокращаются соответственно. В итоге бедность народа ведет к бедности церкви. Ее руководители тихо ворчат и причитают: на что церковь содержать?
Хочется спросить: а чего вы хотели? Научили людей бедности, вот и живите теперь на копеечные пожертвования.
Хотите по-другому? Научите людей не бедности, а щедрости. Чтобы они не от сердца отрывали последнюю копейку, а от избытка творили великое благо. Тогда и им будет хорошо, и вы останетесь довольны.
Почему же богатому трудно войти в Царство небесное?
Эту мысль Иисус изрек в качестве заключения из происшедшего.
Прямо перед ним был человек, достигший огромного материального достатка. Более того, этот человек искренне стремился иметь вечную жизнь. Но даже этого упорного желания оказалось недостаточно, чтобы благотворить нуждающимся: у него было большое имение, в которое он, вероятно, вложил массу усилий. А может быть, он унаследовал имение от родителей.
И что же теперь, всё разбазарить? В один день расстаться с плодами многолетнего труда? Жалко! Нет уж. Перебьетесь.
Это не Иисус удерживал парня от Царства небесного.
Это парень удерживал самого себя.
Его просто «жаба душила», и в итоге он добровольно оказался от предложенных Иисусом грандиозных перспектив — приобрести небесные сокровища и последовать за Учителем.
Поэтому Иисус и сказал, что богатому трудно войти в Царство небесное. Богатый затрудняет самого себя.
Даже толстому канату войти в игольное ушко и то легче.
Возвращаясь к здравому смыслу
Прежде чем вы побежите продавать квартиру и машину, я предлагаю вам ознакомиться с другими евангельскими эпизодами.
Так, мытарь Закхей не раздавал всего имения, а только половину — и всё равно обрел спасение, раскаявшись в своих мытарских грехах:
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
(Евангелие от Луки, глава 19)
А фарисеям Иисус вообще не обозначил необходимый размер милостыни:
41 Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто.
(Евангелие от Луки, глава 11)
Заключение
Не будьте бедными. Будьте щедрыми на добрые дела — в том числе и на те, что сопряжены с материальными затратами.
В каждом отдельном случае вы сами решаете, благотворить человеку или нет, в какой мере и каким образом.
Одному человеку ваши средства могут спасти жизнь.
Другой же вашу милостыню просто пропьет или проколет, а на следующий день снова придет к вам канючить под очередным благовидным предлогом. Для спасения таких людей деньги сами по себе не помогут: им нужна конкретная, грамотно организованная реабилитация. Если вы желаете им добра, то не губите их деньгами, а верните к полноценной жизни. Это потребует гораздо более серьезных усилий, но и плоды будут соответствующие. А если вы на это не способны, то хотя бы не добивайте бедолагу, не поощряйте его пагубных пристрастий за свой счет.
Благотворите грамотно, чтобы ваши вложения шли людям на пользу: спасали их жизни, прибавляли им здоровья, повышали их образование, давали им мотивацию к жизни и достойное трудоустройство, творили для них путь к светлому будущему.
И да поможет вам Бог.