Я преподаватель в одном из московских ВУЗов. Несколько последних лет принимаю выпускные квалификационные работы (ВКР) в составе государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) у бакалавров и магистрантов, у очников и дистанционников. Последняя защита в которой мне довелось принимать участие была в конце марта 2020. Расскажу о внутренней кухне этого процесса, как подготовиться к защите, что может происходить на ней.
ВУЗ указывать не буду, но скажу, что каждая защита работ проходит по-разному. Процесс может отличаться кардинально, так что опыт одной группы студентов мало, что даст для понимания. Но опыт нескольких десятков разных комиссий в которых мне приходилось состоять, может быть более полезен.
Итак, процесс.
Если очень кратко, стандартная процедура следующая: Вы рассказываете о своей ВКР, комиссия задает вопросы, потом комиссия совещается и оглашает вашу оценку.
Теперь подробнее обо всех деталях процесса
Студенты-очники перед началом комиссии записывают свои презентации на один компьютер, с которого они потом будут рассказывать и выходят из аудитории. В аудиторию, где проходит защита, запускают по несколько студентов. Например, по 5 человек, которые в итоге видят процесс защиты своих сокурсников. Иногда запускают несколько человек по алфавиту, а иногда по несколько желающих. Если студент хочет пройти первым или последним он может попросить об этом секретаря комиссии заранее. Обычно, в таком вопросе студентам идут навстречу. Если количество защищающихся студентов небольшое, то могут всех сразу запустить в аудиторию, где походит защита.
Студенты дистанционной формы обучения до карантина могли защищаться как приехав очно, так и по скайпу. Если несколько студентов приехало защищаться очно, то студентов на комиссию запускали по одному и оценку каждому объявляли после его защиты. От студентов-дистанционников презентации не требовали, по крайней мере на тех комиссиях, на которых мне доводилось бывать, но возможно не везде так. Очникам презентация была обязательна.
Кроме презентации студентам-очникам еще нужно было распечатывать раздаточные материалы. Цветные они или нет значения не имело. Но важно было, чтобы качество было хорошим, тест был читаемым и не слишком мелким. Если распечатка не читалась, то кто-то из членов комиссии чаще всего делал студенту замечание. При этом, если опять же, текст был нечитабельным студента могли попросить рассказать, что написано на этом листе, как дополнительный вопрос.
Студенты-дистанционники тоже иногда распечатывали раздаточные материалы, но некоторые приходили без них. Требовал ли это деканат в обязательном порядке, мне неизвестно.
Обычно количество раздаточных материалов печатается по количеству членов комиссии. Но студенты не всегда знают, сколько человек будет на комиссии. Обычно делают минимум 3 распечатки. При этом иногда все преподаватели их могут посмотреть, а может быть так, что ни один преподаватель не посмотрит.
То же самое касается самой просмотра работы (ВКР) непосредственно на комиссии. Может быть такое, что ни один преподаватель работу не посмотрит, слушают только доклад и задают вопросы. А могут посмотреть все. Обычно, на комиссии у очников присутствуют завкафедрой, которые подписывали и знают работу этого студента. У дистанционников работы смотрят чаще и больше, часто даже все члены комиссии. У очников смотрят реже и меньше, но тоже очень внимательно.
Итак, начинается защита. Студент здоровается. Обычно это фраза "Здравствуйте уважаемый председатель и уважаемые члены государственной экзаменационной комиссии". Далее студент говорит что-то наподобие: "Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему такую-то, студента такого-то". Если Вы хотите уточнить, как представиться, можете заранее спросить секретаря, как это нужно сделать. Студенты приходя на защиту часто сильно волнуются или боятся. Когда преподаватель строго начинает им делать замечание, чтобы они представились, то студенты могут теряться еще больше. Лучше представиться самому и заранее знать, как это сделать. В тот момент когда Вы представляетесь члены ГЭКа, как правило, отмечают себе, какого студента они сейчас будут слушать. Иногда секретарь предупреждает, какой сейчас будет студент, иногда нет.
Далее студент показывает презентацию и/или рассказывает свой доклад. Обычно, это текст, который сопровождает презентацию. Если презентации нет, или комиссия сказала, что ее показывать не надо, то Вы кратко рассказываете о своей работе, что Вы в ней сделали. В таких случаях иногда комиссия чуть подробнее объяснить, что нужно рассказать. Например "расскажите что Вы сделали, исследовали, о результатах Вашей работы. Что было и что стало, после внедрения Вашего проекта". А могут и просто сказать "расскажите о Вашей работе" или "доложите результаты Ваших исследований"
Обычно, время доклада 5-7 минут. Иногда кто-то из членов комиссии держит и запускает таймер, чтобы студенты не затягивали процесс. Иногда таймера нет и студента только предупреждают, чтобы он уложился в это время. А бывает, что не говорят и не учитывают время, и просто слушают студента.
На очных комиссиях обычно выслушивают доклад. Потом задают вопросы. Очень редко случалось, что преподаватели задавали вопрос во время доклада. Но многое зависит от состава комиссии и того, как принято принимать работу. У дистанционников, пару раз в комиссии был преподаватель, который не давал студентам рассказать работу, перебивал их постоянно вопросами. От этого и так напуганные студенты терялись еще больше. В то же время, на других составах комиссий у дистанционников такого не было. Так что процесс защиты сильно зависит от того, какие преподаватели входят в состав комиссии. У дистанционников по скайпу обычно прерывали студента, если он начинал говорить отвлеченные от его ВКР вещи и просили перейти к конкретным результатам работы. Несколько реже такое случалось и на очных защитах.
Объясню почему студентов ограничивают по времени. Комиссия по защите дипломов это долгий процесс. Нужно сидеть несколько часов и слушать работы студентов. Когда студент половину доклада рассказывает, например, о компании, про которую он делал ВКР, вместо самой ВКР его тоже могут прервать и попросить перейти к конкретным результатам. Преподаватели на комиссии сидят по несколько часов слушая работы студентов. Иногда без перерыва, иногда делая маленький перерыв, потому что, обычно, всем хочется закончить пораньше и не затягивать процесс. Но побыстрее это еще не значит попроще. ГЭК это серьезное мероприятие, и преподаватели относятся к приему работ довольно ответственно.
Если студент не укладывается в заданное время и работает таймер, после того, как таймер прозвучит доклад могут остановить, сказать "Ваше время истекло" и перейти к вопросам. При этом вопросы также могут касаться той части, которую Вы не рассказали. Иногда, изредка могут предупредить студента, если время подходит к концу. Например "у вас осталась одна минута". Если видно, что студент затягивает доклад, тоже могут сказать "Ваше время ограничено, переходите к сути Вашей работы".
Итак, при "классическом" варианте защиты Вам будет необходимо представиться и рассказать доклад сопровождая его презентацией. Некоторые студенты читают доклад по бумажке, но лучше этого не делать. Кроме того, в некоторых ВУЗах это может не допускаться. Часто студенты рассказывают свой доклад без бумажки, но она у них лежит, чтобы подсмотреть, если необходимо. Лучше всего несколько раз проговорить свой доклад заранее дома, поставив таймер. Если Вы опасаетесь, что будете сильно волноваться или у Вас проблемы с дикцией, то выучите свой доклад наизусть. Но в то же время будьте готовы к тому, чтобы рассказать о своей работе не докладом, а своими словами. Вы должны хорошо знать, что написано в Вашей работе.
Оценка за Вашу ВКР складывается из следующих составляющих:
- Собственно, сама Ваша работа, как она сделана. Если работа сделана на тройку, то на пятерку не рассчитывайте, даже если остальные составляющие будут на высоте. Это основная определяющая.
- То, как Вы презентовали свою работу. (Мне приходилось наблюдать ситуацию, когда у студента шедшего на красный диплом была отличная работа, но он очень волновался, заикался не мог говорить, не презентовал свою работу и в итоге получил 4ку. А 4ка на ГЭКе это уже не красный диплом.)
- То, как Вы ответили на вопросы.
- Часто учитывается отзыв, но не всегда. Чаще отзыв принимается во внимание на защите у дистанционников.
В отзыве Ваш научный руководитель, либо рецензент рекомендует поставить определенную оценку за работу. Некоторые преподаватели дают неадекватные отзывы. Например, всем подряд рекомендуют четверки или пятерки. Участники ГЭКа могут хорошо знать о таких преподавателях и в таком случае мнение в отзыве не учитывается. В таком отзыве может быть 5ка, когда работа на 3ку. И соответственно студент получит 3, а не рекомендованную рецензентом оценку. Поэтому часто оценка может быть ниже, чем рекомендованная. Гораздо более редкий случай, когда студент получает оценку выше, чем рекомендованная рецензентом. Как правило, это бывает, когда студент хорошо защищается, демонстрирует прекрасное знание материала, хорошо отвечает на вопросы, но рецензент ему поставил низкую оценку. В таких случаях комиссия на совещании может посмотреть работу, и поставить оценку выше. Но это очень редкий случай.
Итак, вопросы, на ГЭКе, какие они бывают и как их задают.
Если Вы не знаете ответа на вопрос и ничего при этом сообразить тоже не можете, то можно так и сказать "затрудняюсь ответить". Если Вас заклинило из-за страха (такое периодически случается со студентами) можете так и сказать "извините волнуюсь", а дальше "повторите пожалуйста вопрос". Если Вы не поняли вопрос, то можно так и сказать "Извините, не понял вопроса". Дальше можно сказать "переформулируте, пожалуйста, вопрос иначе" или "поясните, пожалуйста, что Вы имели в виду". Иногда на комиссии бывают преподаватели, которые действительно задают вопросы очень непонятно и не понятно о чем. Но в то же время, если вопрос адекватный и по теме, а Вы не владеете темой и не поймете вопрос, то комиссии будет понятно что здесь у Вас пробел в знаниях.
Бывает, что студенты иногда теряются из-за того, что во время доклада на них никто из комиссии не смотрит. Студент начинает волноваться и искать глазами того, кто на него смотрит. Будьте к этому готовы, такое часто бывает, что Ваш доклад слушают с таким видом, как будто не слушают. Здесь главное продолжать спокойно рассказывать. На самом деле Вас слушают гораздо внимательнее чем Вам кажется, преподаватель может в этот момент даже смотреть Вашу ВКР, но при этом прекрасно понимать, что Вы рассказываете и потом задавать по услышанному докладу вопросы.
Что касается внутренней кухни вопросов, когда Вы зачитываете доклад вся комиссия думает, о чем Вас спросить. Иногда усиленные размышления начинаются после доклада, если все гладко и хорошо. Когда в докладе с презентацией есть ошибки, неправильные схемы или еще какие-то недочеты, в первую очередь спрашивают про это. Просят прояснить, рассказать. Соблюдайте аккуратность при оформлении, схемы должны быть читаемые, если не на экране, то хотя бы в раздатке. А если плохие и там и там, то тогда комиссия может при Вас посмотреть Ваш диплом, как выглядит там эта схема. Если есть экономическая часть, должны быть четко прописаны единицы измерения. Довольно часто бывают вопросы по экономической части, особенно если Вы ее не рассказали или не успели рассказать. Например "Что Вы можете сказать об экономической ценности Вашей работы?" "Как Вы считали экономическую ценность Вашей работы?".
Дальше, если кто-то из комиссии смотрит диплом могут быть вопросы по диплому. Постарайтесь сделать так, чтобы явных ляпов там не было. Если есть какие-то недочеты, то чаще спрашивают о них. Список литературы должен быть адекватный. Некоторые преподаватели его смотрят. Если в работе должны использоваться ГОСТы или при выполнении ВКР необходимо учитывать какие-то законы, например "О персональных данных" укажите их в списке литературы. Про ГОСТы тоже бывает вопрос, например "На какие ГОСТы Вы опирались при подготовке работы/раздела работы?", особенно если ли в теории они должны присутствовать, а в списке литературы их нет.
Если со схемами, презентацией, дипломом и докладом все ОК, то следующий блок вопросов может касаться теоретической части Вашего профильного предмета, по которому писалась Ваша работа. Например ГОСТы, стандарты, стратегии которые Вы использовали. Методы исследования.
На магистерских работах основной акцент делается на научную работу, поэтому может быть вопрос "на какую научную литературу Вы ориентировались при выполнении работы?" (особенно если ее нет или недостаточно в списке литературы). Еще распространенный вопрос магистерских "в чем заключается научная ценность Вашей работы?".
Еще, когда научный руководитель или рецензент пишет отзыв на Вашу работу, он указывает недостатки работы. Обязательно прочитайте рецензию, и подготовьтесь ответить на вопросы по этим недостаткам, потому что они могут быть заданы комиссией. Если в отзыве стоит тройка или больше, то шансов получить оценку ниже тройки очень мало. Но если в отзыве стоит двойка (то есть работа к защите не рекомендуется), очень большая вероятность получить двойку и на комиссии. Это наиболее важный момент в отзыве: рекомендуется Ваша работа к защите или нет.
Иногда студенты думают, что преподаватели которые задают вопросы их специально "валят". Это не так. Комиссия обязана задавать вопросы студентам. В некоторых ГЭКах, например, необходимо было обязательно задать два вопроса студенту от каждого члена комиссии. Но бывает, что студент ответил в докладе на вопрос, который преподаватель хотел спросить. Или бывает, что другой преподаватель раньше задает тот же вопрос. Тогда кто-то задает меньше или не задает совсем. Вопросы это то, что комиссия должна спросить в обязательном порядке, чтобы защита работы была полноценной. Кстати комиссия, обычно, старается ставить оценки максимально близкие к качеству Вашей работы. Может быть меньше, но не больше. Это связано с тем, что аккредитационная комиссия при проверке ВУЗа выборочно смотрит выпускные квалификационные работы и их соответствие выставленным оценкам.
После того, как студент рассказал о своей работе и ответил на вопросы, он выходит из аудитории. Комиссия совещается без студентов и выставляет оценки. У очников комиссия сначала слушает всех, оценки выставляются каждым преподавателем себе на черновиках. Потом комиссия совещается, преподаватели сверяют оценки и выносят решение по каждому студенту. Если оценка у всех одинаковая, такая оценка и ставится. Если оценки разнятся, то комиссия совещается и принимает коллегиальное решение. Потом вызываются студенты и им оглашаются оценки. При выставлении оценок много зависит от состава комиссии и того, кто в ней наиболее авторитетное лицо. Если присутствует председатель, обычно окончательное решение при спорной оценке принимает он. Бывает, что комиссия за 5 минут выставляет оценки 10 студентам, а потом 15 минут не может принять решение по какому-то одному студенту. Тогда будут учитываться и подробно разбираться все факторы, в частности, очень подробно смотрится диплом. Если мнения разделились и ни одно не перевешивает, комиссия может даже попросить секретаря предоставить средний балл студента, но это бывает совсем редко.
В связи с ситуацией с коронавирусом защиты дипломов могут проходить в дистанционном формате, поэтому отдельно расскажу, как может проходить защита студентов, находящихся в разных городах.
До ситуации с коронавирусом, защиты у дистанционников проходили следующим образом:
Комиссия, которая будет принимать работы приезжает в институт, садится в аудитории. Устанавливается компьютер с камерой, где видны все члены комиссии. Включается скайп (номера студентов выясняются заранее), потом начинается обзвон студентов. Тот студент, которому дозвонились начинает защиту своей работы. Для студентов это не так удобно, как очное присутствие, потому что им может понадобится по несколько часов ожидать звонка, все время пока идет защита работ конкретного списка студентов. Дальше, студента-дистанционника могут попросить показать паспорт, чтобы подтвердить, что это он, дальше начинается защита. Когда карантин еще только начинался мне доводилось еще принимать работы в институте. У нас было такое, что один из преподавателей не приехал, т.к. жил в другом городе, и он тоже участвовал в комиссии по скайпу. В таких обстоятельствах преподаватели слушают студента, потом задают вопросы по очереди. Потом отключают студента, совещаются об оценке, соединяются опять со студентом и объявляют ему оценку. Когда вся комиссия сидит в институте отключить можно только звук, чтобы студент не слышал обсуждения. Иногда преподаватели, которые не первый раз в комиссии вместе, единодушно выносят оценку даже не совещаясь, тогда объявляют оценку сразу.
Еще, у студентов после защиты может возникнуть вопрос об апелляции, если студент не согласен с оценкой. Подавать апелляцию, как правило, бесполезное занятие. Ее будет рассматривать та же самая комиссия, которая ставила оценку. Но попробовать, конечно, можно, если очень хочется. Обычно, сообщать о несогласии с оценкой нужно сразу же, как она была объявлена.
Еще, в том что касается очных ГЭКов, бывает, что у студентов возникает вопрос по поводу того, чтобы купить воду или фрукты для комиссии и/или сделать потом подарки. Это делать не обязательно. На оценки это никоим образом не влияет. Сделаете Вы это или нет, не имеет никакого значения, комиссии все равно. Иногда купить воду и что-то на стол рекомендует деканат, иногда наоборот, говорит, что не надо. Только не вздумайте делать подарки комиссии или кому-то из комиссии заранее, перед заседанием, это выглядит как попытка подкупа, Вы настроите комиссию (или кого-то из нее) против себя. Пишу об этом, потому что однажды студент меня спросил, можно ли так сделать. Ответ - ни в коем случае. Что же касается вручения подарков после, то часто члены комиссии этого пытаются избежать и после заседания уйти не дав возможность вручить подарки. Может быть, в других ВУЗах по другому, не знаю. Кроме того, студенты часто пытаются подарить алкоголь или сладкое. Алкоголь дарить не стоит точно, часто многие из участников комиссии его не употребляют и просто отказываются от подарка. А если это люди в возрасте, то сладкое им тоже может быть вредно и не нужно.
Кратко советы при защите могут быть сведены к следующим основным моментам.
- Хорошо подготовьтесь к докладу. Проговорите его несколько раз по таймеру, а лучше выучите его наизусть. Не забудьте про приветствие.
- Внимательно и вдумчиво перечитайте свою работу перед защитой, чтобы легче было отвечать на вопросы. Вас могут попросить показать конкретные места в работе, чтобы ответить на вопрос. Вы также должны хорошо представлять, что где находится.
- Кратко повторите теоретический материал, который может относится к теме Вашей работы.
- Не пугайтесь и не давайте себя испугать. На вопросы стоит отвечать аргументированно и четко. Если Вы не согласны с чем-то и уверены в своей правоте, не бойтесь это доказывать, но сохраняя уважение к комиссии. Делать это стоит только на самой защите. После оглашения оценки уже бессмысленно.
- Если чувствуете, что боитесь или волнуетесь и не понимаете сути вопроса, то так и скажите. "Извините волнуюсь, не могли бы вы повторить вопрос."
- Если есть раздаточные материалы, они должны хорошо читаться, как и схемы презентации и рисунки в дипломе. Не стоит делать подписи очень мелким шрифтом. Лучше разнести схему на два листа.
Ну и напоследок, если рецензент поставил тройку или выше, это повод меньше волноваться за то, что Вы получите двойку. Обычно меньше тройки при положительном отзыве не ставится, если нет очень серьезных нарушений в работе. А если серьезные нарушения есть, Вы о них узнаете от научного руководителя до защиты.
Чем больше будете знать о предстоящей защите, тем меньше будет страхов. Удачи Вам на защите и не бойтесь :)