Что начинающему радиолюбителю нужно было приобрести в первую очередь? Радиодетали? Ответ неверный. В первую очередь нужно было обзавестись паяльником. И тут я не ошибусь, если скажу, что самым распространённым устройством для пайки в нашем сообществе, стал знаменитый ЭПСН-40.
Этот паяльник являлся тем немногим, что можно было свободно приобрести в любом городе страны. Канифоль, покупалась в магазине музыкальных инструментов, однажды она попалась мне даже в автомагазине. Припой, щедро и бескорыстно раздавался руководителем радиокружка. Впрочем, и в "Хозтоварах" ПОС-60 был не редкостью. Так что ЭПСН-40 наше всё. Правда я знавал товарища, который в своей радиолюбительской практике использовал только 90-ваттного монстра.
Мотивировал он это тем, что 40-ваттник слабоват, а этим "уж как запаяешь, так запаяешь", конец цитаты. Ну тут каждому своё, как говорится. Несколько позже, уже в 70-х, я приобрёл себе вот такой девайс.
Он оказался на удивление неплохим инструментом и отлично подходил для пайки всякой мелочёвки. Единственным его недостатком, было очень быстро сгорающее жало. Но оно легко изготавливалось из куска медной проволоки сечением 1,2 мм и ещё проще менялось. Там даже лампочка подсветки предусматривалась. Но это скорее экзотика, а чаще всего "паяльная станция" советского радиолюбителя выглядела так, как на снимке ниже.
Итак, паяльник есть, теперь нужен был какой-никакой измерительный инструментарий. Чаще всего им был знаменитый авометр Ц-20.
Не знаю, где народ их доставал, я в те годы в продаже их не встречал, а вот почти у всех знакомых радиолюбителей он имел место быть. Я как-то пролетел мимо этого прибора. Мне отец притащил ТТ-3, (он же ТЛ-4) 65 года выпуска. Где он его добыл, понятия не имею, но служил этот прибор мне верой и правдой долгие годы.
Ну вот, вроде всё есть, радиодеталей натаскали, кто откуда мог, пора и за работу. Напоминаю, что времена были до текстолитовые, о фольгированных материалах тогда даже фантасты не писали, а потому самые ранние конструкции паялись прямо на схеме. То есть на лист бумаги наносилась схема и на этом же листе производился монтаж. Примерно как на фото.
Очень удобно, к тому же ошибки в монтаже сводились к минимуму, хотя умудрялись косячить и там. Я не последняя инстанция в этом вопросе, может кто-то начинал и иначе, я лишь делюсь собственными воспоминаниями. Разумеется, такую конструкцию втиснуть в корпус делом было нелёгким, хотя некоторые и умудрялись, используя изоленту, клей и прочие подручные материалы. Но ведь хотелось некоторой эстетичности. Тут в ход шли самые разные доступные листовые материалы. Хорошо заходил электротехнический картон. Он был достаточно прочным, чтобы выдерживать "гвоздики" с деталями, не гнулся и не крошился.
Разумеется и фанера неплохо подходила для этих целей. Материал прочный и в то же время легко поддающийся обработке.
С использованием фанеры, до сих пор делают вполне себе симпатичные конструкции. Посмотрите на этот регенератор. Лампа 2К2М, 5 "Крон" в качестве анодного источника, пара фанерок и получился неплохой радиоприёмник.
Материал универсальный. На фанере можно было собирать и транзисторные и ламповые схемы.
Разумеется, для ламповых конструкций применялся и листовой алюминий, который дефицитом не являлся. Но обрабатывать его в домашних условиях, не имея под рукой нужных слесарных инструментов, было нелегко. Так, например, чтобы проделать отверстие под панельку радиолампы, я лично высверливал по периметру нужной дырки множество отверстий малого диаметра и потом обрабатывал всё это дело круглым напильником. То ещё занятие. Поэтому я предпочитал легко обрабатываемые материалы. К тому же они были диэлектрическими. Так, например, как то мне удалось достать по случаю лист оргстекла. Потом целый ряд конструкций выполнялся именно из этого материала. Он легко клеился, гнулся, а после длительного кипячения, приобретал приятный молочный цвет. Отверстие любого диаметра делалось обыкновенным паяльником, правда вонь в квартире после такой "обработки", стояла невероятная.
Не знаю, использовал ли ещё кто то оргстекло таким способом, но я не самый большой оригинал в этом вопросе. Вот что удалось мне нарыть в интернете совершенно случайно.
Пространственно навесной монтаж! Как тебе такое Илон Маск? Наши люди способны на многое. Ну а потом началась эра фольгированных материалов и хлорного железа. Вот когда пригодились заброшенные фотографические кюветы. Впрочем и без травления использовали текстолит, как легко поддающуюся пайке, подложку.
Однако время неумолимо и вот мы стали большими и умными и научились собирать даже вот такие конструкции.
Но только те, самые первые наши приёмники, генераторы и прочие конструкции, собранные нетвёрдой мальчишеской рукой на радость себе и родителям и на зависть одноклассникам, мы не забудем никогда.