По лентам информагентств главной военной новостью прошло сообщение о том, что корабль ВМС США успешно провёл стрельбы с использованием боевого лазера большой мощности, способного уничтожать воздушные цели. Испытание тут же назвали эпохальным, а саму установку – чудо-оружием, способным совершить революцию в военном деле. Это заставило вспомнить историю, ведь поиски «вундерваффе» идут сотни лет.
На протяжении всей истории человечества политические и военные лидеры стремятся получить эксклюзивный инструмент гарантированного сокрушения врага, не прилагая больших усилий. В новейший период истории такой инструмент получил общепринятое название «вундерваффе» (от немецкого Wunderwaffe – «чудо-оружие»).
Меч-кладенец
В эпоху господства на поле боя холодного оружия чудесные свойства мечей, копий и прочих орудий убийства обычно связывали с легендарными героями. С развитием технологий возможность обладания чудо-оружием стали связывать уже не с розыском легендарных или священных реликвий, а с научными открытиями. В раннем Средневековье своего рода чудо-оружием считался «греческий огонь» – прообраз современных напалмовых смесей. Благодаря «греческому огню» флот Византии на протяжении нескольких столетий неизменно побеждал превосходящие силы неприятеля на море.
Появление огнестрельного оружия произвело революцию в военном деле и мотивировало учёных на создание образцов вооружения, опередивших своё время. На этом поприще отличился гениальный учёный, художник, мыслитель XV века Леонардо да Винчи. Хотя практическое применение при его жизни получило единственное изобретение – колесцовый замок пистолета, он придумал немало прототипов образцов вооружения будущего: подводную лодку, танк (боевую повозку), оперённый снаряд, водолазный скафандр, парашют и прочие.
Начиная с позднего Средневековья и на протяжении Нового времени (1492–1789 годы) происходила стремительная по историческим меркам эволюция оружия и защитного снаряжения. Огнестрельное оружие, как революционный вид вооружения, сыграло решающую роль в колонизации европейскими державами Америки, Африки, Индии и других регионов. Коренное население колонизируемых территорий зачастую воспринимало «огнестрел» как чудо-оружие.
Этапным моментом в развитии огнестрельного оружия стало изобретение пулемёта, самым известным вариантом которого была разработанная в 1883 году конструкция Хайрема Максима. В 1898 году поэт Хилэр Беллок опубликовал стихотворение «Современный путешественник», последние две строчки которого широко известны и сейчас: «На каждый вопрос есть четкий ответ: у нас есть “максим”, у них его нет».
Ни одно другое оружие так радикально не повлияло на военное дело того времени, как пулемёт.
Обычно пулемёт называют главной причиной «позиционного тупика», случившегося в первой половине разразившейся в 1914 году Первой мировой войны. Война всегда была и остаётся мощным катализатором развития военных технологий. Впервые применённые на поле боя британцами в 1916 году танки помогли преодолеть «позиционный тупик», но их несовершенство не позволяло развить тактический успех в оперативный. Попытка немецких войск сломить противников широким применением боевых отравляющих веществ (хлор, фосген, иприт) в 1915–1916 годах успеха также не принесла. Многочисленные изобретатели во время войны предлагали сотни и тысячи самых экзотических видов оружия, которое, по их мнению, привело бы к победе: от «клеевых» пушек до гусеничных катеров. А в это же время потихоньку совершенствовались вроде бы совсем невоенные изделия, которые сыграют решающую роль через 20 лет. Называлось это техническое чудо ДВС – двигатель внутреннего сгорания.
Оружие последнего шанса
Вторую мировую недаром называют войной моторов. Поршневые ДВС массово использовали в сухопутной, воздушной и морской военной технике. Подвижные соединения танковых и механизированных войск, оснащённые бронированными машинами и автомобилями, решали ход и исход сражений на суше при поддержке с воздуха тысячами самолётов. Армады бомбардировщиков наносили удары на стратегическую глубину. Подводные лодки и авианосцы определяли исход морских сражений.
Фактически ДВС стал технической основой второй после появления огнестрельного оружия революции в военном деле.
Именно во время Второй мировой войны родился и термин «Wunderwaffe», придуманный немецкими пропагандистами для оружия «последнего шанса», способного предотвратить крах Третьего рейха. После сокрушительного поражения немцев на Курской дуге, когда перспективы окончательного разгрома нацистов стали очевидными, германский рейхсминистр вооружений Альберт Шпеер заявил: «Затяжная война будет выиграна посредством чудо-оружия». Сейчас известно, что включали немцы в эту категорию: крылатые и баллистические ракеты большой дальности, реактивную авиацию (Messerschmitt Me.262, Heinkel He-162), управляемые ракеты, бомбы, торпеды наземного и воздушного базирования (противотанковые Rotkäppchen, противокорабельные Hs-298), сверхтяжёлые танки (Panzerkampfwagen VIII Maus, Е-100), дизель-электрические подводные лодки серии XXI.
Все надежды нацистов на чудо-оружие оказались бессмысленными. Противники Германии, прежде всего в лице Советского Союза и США, не сидели сложа руки, а разрабатывали перспективное вооружение примерно по тем же направлениям. Кроме того, США добились большого прогресса в создании ядерного оружия. А главное – скорость наступления Советской армии просто лишила немцев времени на масштабное перевооружение вермахта.
Секрет военного чуда
США, имея после ядерных ударов в 1945 году по японским городам Хиросима и Нагасаки монополию на атомное оружие, считали себя обладателями эксклюзивного чудо-оружия, в принципе недоступного главному противнику – Советскому Союзу. Оперативные планы применения атомных бомб по целям в СССР всегда были под рукой, но угроза захвата Советским Союзом в случае войны всей Европы удерживала американцев от рискованных шагов. В 1949 году СССР взорвал своё ядерное устройство, и монополия была ликвидирована.
В первые два послевоенных десятилетия США и СССР увлеклись ядерными технологиями – военными и гражданскими. Военные теоретики тут же объявили о пришествии очередной революции в военном деле, связанной с применением ядерного оружия на стратегическом уровне и на поле боя. Строились надводные корабли и подводные лодки с ядерными энергетическими установками. Были неудачные попытки построить стратегические бомбардировщики с ядерными двигателями.
Ядерными боезарядами оснастили ракеты большой, средней и малой дальности, артиллерию калибра от 152 миллиметров и выше и даже американское 120-миллиметровое безоткатное орудие. Получили распространение ядерные бомбы, торпеды и фугасы.
Столь массовое насыщение войск ядерным оружием привело к ситуации, когда его применение стало бессмысленным.
Утрачивалась суть войны – после её окончания оказаться в более выигрышном положении. На выжженной ядерными ударами земле не оставалось ни людей, ни материальных ценностей при гигантских потерях самих войск.
В последнее десятилетие стало модным искать чудо-оружие в перечне оружия на новых физических принципах (ОНФП). К нему обычно относят лазерное, направленной энергии, электромагнитное, пучковое, гиперскоростное кинетическое. Более фантастичные варианты (геофизическое, генетическое) всерьёз не рассматривают. Проблема в том, что заявленное ОНФП не опирается на какие-либо действительно новые физические принципы, ранее науке неизвестные. Все физические принципы давно описаны, например, в десятитомнике Ландау и Лифшица «Теоретическая физика». И специалисты об этом прекрасно знают.
Технологические достижения в области материалов, систем управления, аэродинамики и прочих связанных с военным делом отраслей способствуют улучшению параметров ОНФП, но не делают его чем-то радикально новым и «чудесным». Сохраняются все известные ограничения на его практическое использование. Если поднять газетные статьи 60-х или 80-х, то окажется, что всё это уже было. И чудо-лазеры рейгановских «звёздных войн», и рельсотроны, и рои космических перехватчиков, которые вот-вот совершат революцию в военном деле.
Так есть ли в военном деле хоть какое-то чудо? Оно у нас перед глазами. Это наши солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы, офицеры и генералы, уверено владеющие современным вооружением, современным военным искусством, готовые защищать свободу и независимость нашего Отечества, не щадя своей жизни. В этом обыкновенном чуде и кроется главный секрет безопасности страны.