С интересном посмотрел «Lords of Chaos», например. Байопик про треш и угар парней из Mayhem и Burzum, про поджоги церквей и убийство рок-звезды Евронимуса, от лица которого ведется повествование.
Выбор «мертвого» рассказчика Евронимуса позволяет режиссеру слегка отодвинуться от собственно убийцы Варга Викернеса (хорошо помню 1994-й, когда впервые с некоторыми искажениями фактов услышал пересказ его истории, и долго ошарашенно бормотал что-то типа «офигеть... чё, правда это всё?») и вести рассказ с ракурса, который типичен для субкультурных драм: сначала было весело, потом герой запутывается и вязнет, некая женщина пытается помочь, но система так просто не отпускает... И т.п.
Это логичный подход. И он в фильме вполне нормально работает. К тому же, фильм снят не для совсем худоголовых сатанистов, а для нормальных мейнстримных людей.
В целом получилось драйвово. Уж всяко бодрее, чем про некоторых других культовых рок-мертвецов вроде Йена Кертиса из Joy Division. Да и не каждый день про блэк-метал снимают не такое же блэк-метал, а большое и мейнстримное кино. Хотя еще 25 лет назад было понятно, что история эта жутко киношная.
Да, нужно напомнить, что там было? Burzum — культовый среди любителей «тяжеляка» проект Варга Викернеса — норвежского деятеля культуры и уголовника с отсиженным сроком за убийство Евронимуса и участие в поджогах трех церквей. Евронимус — бывший приятель и коллега Варга, лидер группы Mayhem и основатель лейбла, на котором выходили альбомы Burzum. Ключевая для трагедии причина их разногласий до сих пор покрыта туманом войны.
С одной стороны, Евронимус мог быть банально должен денег, полученных с продажи альбомов Варга. С другой стороны, между ними была борьба за влияние в ими же созданной блэк-металлической секте «Чёрный круг», с которой связаны разные криминальные истории, в том числе поджоги церквей (одна из фотографий с горящей церковью даже попала на обложку музыкального альбома). Так или иначе, летом 1993 года Варг нанес Евронимусу более двадцати ножевых ранений. Ну, и потом сел на 21 год. Вышел условно-досрочно в 2009 году и теперь считается одним из самых «печально известных» музыкантов в мире.
При всей ориентированности на широкого зрителя, почти в каждом кадре и звуке ощутимо, что кино снимал не случайный человек. Так оно и есть. Режиссер данного фильма клипмейкер Йонас Окерлунд сделал массу разных музыкалок: от Оззи Озборна и Metallica до Тейлор Свифт и даже Pussy Riot. И даже Smack My Bitch Up — его работа! Ну, и барабанил в Bathory когда-то. Интересно, что главный герой ближе к финалу фильма нередко проваливается в блэкушный клип. Классная находка, лучше и не придумаешь.
Единственный момент: можно было чуть больше внимания уделить идеологическим установкам музыкантов (которые обозначены мутновато — на уровне нескольких символов да цитат, которыми по жизни руководствуются герои), возможно, стоило добавить именно производственной драмы, больше серьезных цеховых деталей, чтобы субкультурные шуточки не доминировали так явно. Но в целом кино можно считать удачным.
Спасибо за дочитывание! Ставьте лайки, например, подписывайтесь на мой канал, и бодрости духа вам!
Моя статья о треш-угарном фильме The Dirt про группу Motley Crue.