Идти работать в полицию — это был сознательный выбор осознанный. Я знал и мечтал об этом со старших классов точно, а в детстве обожал фильмы про полицейских. Примерно знал, куда иду, не мечтал о золотых горах или лёгкой работе, так что можно сказать, что ожидания совпали. Как и любая другая профессия, это либо твоё, либо ты мучаешься, ходя на работу каждый день. Не скажу, что я прямо хожу на работу с радостью каждый день, но знаю, что это моё.
Я всегда работал участковым. В 2002 году я пришёл после армии и техникума устраиваться, и меня взяли сразу в участковые. Тогда тоже большая нехватка была участковых. Мне, можно сказать, повезло. Попался честный начальник кадров, который не требовал денег за должность офицера. А такое бывало раньше.
При переходе из милиции в полицию ничего коренным образом не поменялось, но сменилось поколение сотрудников. У нас вот исчезла традиция ездить пьяными за рулем, да и вообще сотрудники стали более дисциплинированными. Стали более благополучными что ли.
Раньше частенько приезжаешь на скандал, где муж — сотрудник. Сейчас с этим жестко. Также спиртное употребляли чаще и больше. Контроль за поведением сотрудников стал намного жёстче, и это хорошо.
Все, считаю, благодаря распространению интернета, возможности записать видео с сотрудником. Но это исключительно моё мнение. Многие с ним не согласны. Я вот сторонник преобразования милиции в полицию, ибо застал сотрудников того времени остатка 90-ых.
Есть миф, что с профессии участкового очень сложно попасть на другие должности в полиции и "участковый — это навсегда". Нет, из данного подразделения при мне переводились буквально куда угодно. э
В МВД, как и в другой любой системе, играет роль наличие знакомств, может быть, денег. Но это исключительно моё мнение.
Мне нравится моя должность, но и переводиться туда, где легче, нет возможности пока, к сожалению...
Должностных обязанностей, согласно нашему приказу МВД, более 80-ти. Самое главное, как я считаю, — это профилактика правонарушений и преступлений, в отличие от тех же оперов, которые занимаются в основном раскрытием, мы больше занимаемся профилактической работой.
Профилактическая работа – это широкий спектр мероприятий, начиная от профилактической беседы в кабинете и по месту жительства и заканчивая привлечением к административной ответственности за правонарушение.
Как пример, на семейном конфликте с целью изоляции, мужа я при наличии в его действиях неповиновения сотруднику полиции (допустим, если отказывается последовать со мной в отдел), оформляю его по ст 19.3 ч. 1 – тем самым он ночует в камере административно задержанных и не бьёт свою супругу. Тем самым я профилактирую, возможно, тяжкий состав преступления (причинение тяжкого вреда здоровью, как пример).
А самое простое – это беседа, «Иван, прекрати пить» и т.п. Но, как вы понимаете, беседа зачастую не приносит пользы. К нам обращаются родственники алкоголиков или наркоманов, когда уже все случилось (кражи их имущества, скандалы, причинение телесных повреждений).
Моя служба во время карантина не стала легче, и даже наоборот. Вот в период карантина сейчас мы сопровождаем лиц, выдающих пенсию наличкой (а есть и такие). Чтобы их не ограбили. Так вот, пока один ходит с почтальоном разносит пенсии, второй идет в патрули с целью проведения бесед о необходимости находиться дома, остальные перекрывают целый день свои и их участки, а ещё есть вакантные участки, где нет сотрудников или они в отпуске.
Ну, как вы понимаете, сумасшедших полно активизировалось этой весной: коронавирус, 5G, Билл Гейтс...
Конечно, бывают и переработки. Если ночью происходит убийство, разбой или иное тяжкое преступление, мы приезжаем и работаем вместе со следственно-оперативной группой (СОГ). Но больше всего напрягает не эта переработка, а бесконечные совещания, которые нам устраивает наше руководство после рабочего дня с заслушиванием результатов.
Как таковой нормы протоколов и выявленных и раскрытых преступлений нет, но результаты все равно требуют. Как-то там рассчитывают среднюю краевую нагрузку на участкового, и твои показатели должны быть не ниже, чем средние.
В общем, требования есть. Самое главное, чтобы на твоём участке не было нераскрытых преступлений. Потом чтобы у тебя были выявленные тобой преступления или раскрытые. Ну и потом протоколы и документация, в которую входят вовремя рассмотренные заявления и заполнение служебной документации в электронном виде (в настоящее время).
У нас вообще спокойный курортный город, а у меня его спальный район. Город у нас небольшой, и сказать, что есть криминальные районы, значит соврать. Все районы практически одинаковые. На апрель у меня 5 было совершенных преступлений: в основном это кражи. Второе место – мошенничества.
Раньше, когда у участковых не было практически никакой бумажной работы, он целыми днями ходил по своему району, пил чай с бабульками, а с мужиками — водку, но зато все про всех знал и его знали. Сейчас не так и граждане относятся ко мне как к любому другому полицейскому, с опаской. Мы завалены заявлениями, и нас знают в основном те, кто к нам обращаются.
Основная стратегия работы с наркоманами и алкоголиками – это проверка по месту жительства. Проведение бесед о его поведении в быту с соседями и родственниками. Естественно, есть лица, которые делятся информацией о их поведении. Но это больше негласная работа. Думаю, так же, как и по всей стране, распространение наркотиков – часть даркнета. Закладки и раскопки. Люди, которые продают "с рук", ушли в прошлое уже достаточно давно.
Основная причина преступлений у нас — это отсутствие денег на дозу или спиртное. Да, есть мошенники по своей сути, но, в основном, не мы ими занимаемся, а следствие.
Сейчас наркопреступники - это, в основном, молодые парни, которые решают подзаработать на "закладках", находят объявления о работе в сети. Как вы понимаете, их ловят первыми из всей цепочки. У меня на участке проживают лица, ранее судимые по ст. 228. Некоторые из них действительно завязали с наркотой, но большинство продолжают и снова присаживаются.
Остальные преступления на моем участке заурядные: муж жену ударил табуретом, жена мужа ударила ножом, алкаши из подвала утащили велосипеды.
Раньше камер не было — сейчас почти везде. Наша программа называется «безопасный город», и она шикарна. Это проект МВД и регионов. В большинстве случаев мы знаем, как выглядит преступник. Камеры наблюдения только на перекрёстках, но и это очень помогает.
Страшно на работе уже не бывает — я давно работаю. Иногда бодрят некоторые моменты работы: задержание или когда тебе пытаются оказать неповиновение, но это не страх. Адреналин, наверное.
Часто бывают попытки проявить агрессию. Любой семейный скандал. Иногда соседский. Но, в основном, семейный. В таких случаях мы применяем физическую силу и спец. средства: газ и наручники. Этим заканчивается почти каждый выезд на тот же семейный скандал.
Угрозы также постоянно слышу в свой адрес, но это ведь просто слова, никто у нас всерьёз не воспринимает их.
Участились случаи профессиональных магазинных краж. Есть и просто те, которых, как говориться, бес попутал — это одни, а есть лица, которые постоянно воруют, и через них проходит, может, тысяч по 300 за неделю. Украденный товар они перепродают недобросовестным индивидуальным предпринимателям. Которые выставляют его как свой в своих магазинах. В основном, когда их ловят, всплывает много эпизодов. Просматривают все камеры во всех магазинах, и понеслась. Очень популярный вид краж.
Карьерный рост участкового зависит от серьёзного отношения к работе, возможности поддерживать отношения с руководством определённых знакомств. Все так же, как и в карьере любого менеджера или чиновника.
Плюсы и минусы работы. Минус, как и в полиции, в целом, — мало свободного времени. Плюсы: стаж и не самая маленькая зарплата. 42 тыс. рублей с выслугой с 2002 г. Зависит от выслуги, звания, премии и должностного оклада. Там целый конструктор, чтобы вычислить ЗП. Для нашего региона это средне.
Минимум лет 10 я ещё собираюсь работать. О планах на будущее буду думать ближе к пенсии, пока на неё не собираюсь. В стране не так все стабильно, чтобы что-то сейчас загадывать.
Понравилась статья и хочешь прочитать больше? У нас есть интервью с кинологом Росгвардии и курсантом ВУЗа МВД.