Александра Дюма-отца в последнее время все чаще обвиняют в том, что большая часть его произведений принадлежит не его перу, а писали их так называемые литературные негры — авторы, чьи произведения и, как следствие, славу Дюма присваивал себе. Но ситуация была не столь однозначной.
Дюма действительно предпочитал коллективную работу индивидуальной с самого начала своего творческого пути. Его первый водевиль «Охота и любовь», поставленный на сцене в 1825 году, был написан в соавторстве с его приятелями.
Тем не менее автор почти никогда не писал ничего самостоятельно, он часто основывался на литературных и исторических источниках.
Через некоторое время, когда к писателю пришли слава и деньги, он открыл подобие агентства, в котором редактировал произведения графоманов и начинающих писателей, не имевших возможности пробиться самостоятельно. Важно понимать, что далеко не на каждом произведении Дюма ставил свое имя. Чаще всего он просто «причесывал» очередную пьесу и отдавал ее счастливому автору. Но если произведение западало в душу Дюма, он предлагал добавить свое имя к имени настоящего автора, а иногда и вовсе забрать себе авторство.
Интересно, что практически все злопыхатели были людьми, чьи работы в свое время Дюма брать отказался, так как не увидел в них ничего стоящего. Сами же «литературные негры» были вполне довольны своим положением.
Так, одним из самых известных соавторов Дюма стал Огюст Маке, школьный учитель истории. С Дюма они познакомились через другого соавтора, Жерара де Нерваля, когда Маке написал пьесу «Карнавальный вечер». Для публикации она не годилась, но сама идея была интересной, поэтому Дюма взялся ее редактировать. Денег за нее Дюма не взял, менять имя автора тоже не стал.
После этого Дюма и Маке начали сотрудничать и даже стали друзьями. Такой творческий союз оказался крайне продуктивным: плодами их общего труда стали такие произведения, как «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго», «Черный Тюльпан» и другие. Причем чаще всего идеи принадлежали Маке, а Дюма занимался непосредственно написанием.
Маке был доволен своим положением, он не получал признания, но получал действительно большие гонорары. Более того, литературный помощник всегда защищал Дюма от нападок недоброжелателей, отстаивая его честь.
Сложно однозначно сказать, был ли Дюма в итоге злым литературным гением, но один факт остается неизменным: все люди, сотрудничавшие с писателем, провели жизнь без лишений и оставили своим потомкам неплохое наследство. Потому что за имя Дюма платят больше.