Закралась мне в ум мыслишка о нравственности. Для затравки небольшая фантазия.
Почивший праведник подходит к райским вратам. Видит приветствующих его ангелов, и уже готов сделать последний шаг в Рай, как вдруг из-за облачка слева слышит довольно неприятный оклик: "Эй, мужик! Иди сюда, дело есть!" – глядь, Дьявол собственной персоной.
– Слышь, мужик, времени, понимаешь, мало, потому излагаю прямо, а там решай сам. А то вон твои архаровцы того и гляди с цепи сорвутся! Значит так, у нас в Аду, как ты знаешь, грешных душ
– как собак нерезаных! А вот душ праведных – по пальцам пересчитать. Я хочу купить твою практически святую душу. Продашь? Разумеется, на том свете, где мы с тобой находимся, такие глупости как деньги, власть, мирская слава – никому не интересны. Расплачусь той единственной валютой, какая тут в ходу и без обмана. Чего ж мне обманывать тебя на глазах у всего Рая!
Освобожу в обмен на твою бессмертную душу из Адских глубин 666 томящихся там несчастных. Почему такое дурацкое число? Ну, мил человек, я ж всё-таки Дьявол, соглашайся, пока не передумал. Ты продашь свою душу мне, отправишься в Ад, а куча народу будет спасена, займут твоё место в Раю. Среди них, кстати, есть много твоих друзей, родственников, коллег… Да можешь даже сам поучаствовать в отборе освобождаемых! Ну что, по рукам?..
Как поступить христианину? Очевидно, что он в положении цугцванга – любое решение плохое: продать душу Дьяволу – недопустимо, не спасти людей, когда есть такая возможность – недопустимо. Как быть?
Я, разумеется, преднамеренно взял некую абсолютную для представителя религии Книги ценность. Обычная смертная жизнь здесь немногого стоит, она лишь преддверие Жизни Вечной. А вот устремлённость к этой самой "жизни вечной" – это уже вещь значимая, стоящая. И, в конечном итоге, именно это основная цель последователя любого направления религии Книги. Не так ли?
Например, для советского атеиста высшей ценностью такого рода была именно жизнь. Поэтому действительно достойны уважения героические поступки, когда, например, коммунисты бросались в бой, шли в первых рядах во время войны, легко могли закрыть собственным телом дзот вражеского пулемёта или направить самолёт с собой в гущу вражеских танков. Они же точно знали, что смерть для них окончательна, что по ту сторону их ровным счётом ничего не ждёт, шли на самопожертвование ради общего блага. Друге дело христианин, который тоже точно знает, что единственная возможность для него встретиться с его Богом, попасть в Рай – это смерть. Тут скорее приходится удивляться, что иные верующие почему-то бояться смерти, почему-то изо всех сил цепляются за текущую временную жизнь.
Но вернусь к моей фантазии. То, что для меня, как русского человека не будет даже вопроса о том, что да надо пожертвовать собой ради родича, друга, ради общего блага – это нечто само собой разумеющееся, даже если речь идёт и о полной погибели меня самого. Но кто я – архаичный язычник, который и права-то рассуждать о подобных вещах не имеет, на фоне прогрессивнейшей религии Книги. Так как, господа, правоверные? Что будете делать оказавшись в описанной мной фантасмагорической ситуации?