Найти тему
РЭМ-Консалтинг

Штрафы для бизнеса в период COVID-19

Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) внесла свои коррективы в организацию работы большинства предприятий и ИП.

В текущих условиях некоторые компании и ИП пытаются спасти бизнес, продолжая работать вопреки установленным запретам и ограничениям. Но такой путь чреват применением к ним мер ответственности – начиная от штрафов и заканчивая приостановлением деятельности на срок до 90 суток или уголовной ответственностью.

1 апреля 2020 Президент РФ подписал Федеральный закон № 99-ФЗ «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которым в КоАП РФ:

1. Устанавливается штраф за нарушение карантина.

Новая норма включена в п. 2 статьи 6.3 Кодекса. По ней штраф за нарушение режима карантина, а также за невыполнение в этот период предписаний органов госсанэпиднадзора, в случае, если нарушение обошлось без последствий, будет налагаться:

  • в сумме 15 000 — 40 000 руб. (на граждан);
  • в сумме 50 000 — 150 000 руб. (на должностных лиц и ИП);
  • в сумме 200 000 — 500 000 руб. (на юридических лиц).

Штраф за нарушение карантина для ИП или юридических лиц может быть заменен административным запретом деятельности на срок до 90 дней.

Если нарушение, предусмотренное п. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, привело к причинению вреда здоровью или смерти человека, то взыскания будут намного серьезнее:

  • 150 000 - 300 000 руб. (для граждан);
  • 300 000 - 500 000 руб., или дисквалификация на 1-3 года (должностные лица);
  • 500 000 - 1 000 000 руб. или приостановление деятельности на 90 дней (для ИП и юридических лиц).

Протоколы о правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов полиции и Роспотребнадзора. Срок исковой давности по таким правонарушениям составляет 1 год.

2. Вводятся санкции за публикацию заведомо ложной информации («фейков») в СМИ и информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.

В этих целях дополнена статья 13.15 КоАП РФ. За нарушение, допущенное впервые, к ответственности будут привлекаться только юридические лица. Их могут оштрафовать:

  • если «фейки» не привели к последствиям — на сумму 1 500 000 - 3 000 000 руб.;
  • если действия нарушителя привели к угрозе здоровью, гибели человека, причинению ущерба имуществу, нарушению общественного порядка, кризису жизнеобеспечения и инфраструктуры — на сумму 3 000 000 - 5 000 000 руб.

В обоих случаях может быть конфискован предмет правонарушения (компьютер и иное оборудование, с которого распространялись «фейки»).

Граждан, должностных лиц и ИП за первое подобное нарушение не оштрафуют. Но за второе — могут оштрафовать (с возможностью конфискации предмета правонарушения):

  • на 300 000 - 400 000 руб. гражданина;
  • на 600 000- 900 000 руб. должностное лицо (или ИП);

А юридическое лицо при повторном нарушении будут штрафовать уже на 5 000 000 - 10 000 000 руб., также с возможностью конфискации.

Обо всех подобных правонарушениях в течение суток должны быть извещены органы прокуратуры.

3. Вводятся санкции за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.

В Кодексе появилась новая статья 20.6.1. По ней за совершенное деяние, если оно не привело к последствиям, предусмотрены предупреждение или штрафные взыскания на сумму:

  • от 1 000 до 30 000 руб. - для граждан;
  • 10 000 - 50 000 - для должностных лиц;
  • 30 000 - 50 000 - для ИП;
  • 100 000 - 300 000 для юридических лиц.

Протоколы о правонарушениях вправе составлять должностные лица органов полиции, МЧС России и другие должностные лица, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. N 975-р, либо региональные перечни. Срок исковой давности по таким правонарушениям – 3 месяца с момента обнаружения нарушения.

Если нарушение привело к причинению вреда человеку или ущербу имущества, либо совершено повторно, будет налагаться штраф в сумме:

  • 15 000 - 50 000 руб. — на граждан;
  • 300 000 - 500 000 руб. — на должностных лиц (или дисквалификация на 1-3 года);
  • 500 000 - 1 000 000 руб. — на ИП или юридическое лицо (либо приостановление деятельности на 90 дней).

Дела по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ рассматривают судьи районных судов по месту совершения (выявления) правонарушения или нахождения органа, проводившего административное расследование. Дела по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ могут рассматриваться с использованием систем видеоконференцсвязи (вопросы 20, 25 Обзора ВС РФ от 21.04.2020 N 1).

При этом если окончание срока обжалования постановления по делу приходится на день, объявленный Президентом РФ нерабочим, постановление вступает в силу на следующий день, по истечении названного срока. В случае пропуска срока обжалования по уважительной причине (например, применение к лицу изоляционных или иных ограничительных мер), он может быть по ходатайству восстановлен (вопрос 26 Обзора ВС РФ от 21.04.2020 N 1).

4. С 1 апреля для ИП, организаций и их должностных лиц, занимающихся продажей лекарств, были введены административные штрафы за несоблюдение предельно допустимых цен на лекарственные средства и препараты (ч.4 ст. 14.4.2 КоАП РФ).

По новым правилам данное нарушение влечет наложение административного штрафа в сумме:

250 000 – 500 000 рублей - на должностных лиц;

двукратный размер излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года – на ИП и организации.

Любой штраф за нарушение карантина коронавируса в России по КоАП РФ применяется, только если в действиях человека нет признаков уголовного преступления. Если таковые есть - применяются санкции по Уголовному Кодексу РФ. Они также обновились.

Изменения в УК РФ внесены в соответствии с законом от 01.04.2020 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Согласно обновленному Уголовному Кодексу РФ:

1. Несоблюдение санэпиднорм, которое привело по неосторожности к массовым болезням либо отравлениям граждан или к угрозе появления таких ситуаций, наказывается (п. 1 ст. 236 УК РФ):

  • штрафом 500 000 — 700 000 руб. или в размере зарплаты осужденного за 12-18 месяцев (либо его иного дохода);
  • дисквалификацией на 1-3 года;
  • ограничением свободы до 2 лет;
  • принудительными работами до 2 лет;
  • лишением свободы до 2 лет.

Нарушение санэпиднорм, приведшее к смерти человека, наказывается (п. 2 ст. 236 УК РФ):

  • штрафом 1 000 000 - 2 000 000 руб. или в сумме дохода виновного за 1-3 года;
  • ограничением свободы на 2-4 года;
  • принудительными работами на 3-5 лет;
  • лишением свободы на 3-5 лет.

Нарушение санэпиднорм, которое привело к гибели двух и более человек, наказывается (п. 3 ст. 236 УК РФ):

  • принудительными работами на 4-5 лет;
  • лишением свободы на 5-7 лет.

2. Введена ст. 207.1 УК РФ, согласно которой публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, наказывается:

  • штрафом 300 000 - 700 000 руб. или в сумме зарплаты нарушителя за 12-18 мес. (или иных доходов);
  • обязательными работами до 360 часов;
  • исправительными работами до 1 года;
  • ограничением свободы до 3 лет.

3. Введена ст. 207.2 УК РФ, согласно которой публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия (по части 1), наказывается:

  • штрафом 700 000 - 1 500 000 руб. или в размере зарплаты за период до 18 мес. (или прочего дохода);
  • исправительными работами до 1 года;
  • принудительными работами до 3 лет;
  • лишением свободы до 3 лет.

Если то же самое нарушение привело к гибели человека или иным тяжким последствиям (по части 2), то оно наказывается:

  • штрафом 1 500 000 - 2 000 000 руб. или в размере зарплаты нарушителя за 18-36 мес. (или иного его дохода);
  • исправительными работами до 2 лет;
  • принудительными работами до 5 лет;
  • лишением свободы до 5 лет.

Все приведенные выше санкции применяются на всей территории РФ.

Помимо федеральных санкций, имеются и региональные.

Первоначальная редакция Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ, которым в столице был введен режим повышенной готовности, не предусматривала введения ограничений и запретов для организаций и ИП. Там были прописаны только обязанности работодателей измерять температуру работникам в офисе и отстранять от работы лиц с повышенной температурой, оказывать работникам содействие в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому, а также при поступлении запроса Управления Роспотребнадзора по г. Москве представлять информацию о контактах заболевших новой коронавирусной инфекцией сотрудников в связи с исполнением ими трудовых функций, обеспечить проведение дезинфекции помещений, где они находились.

Но по мере ухудшения эпидемиологической ситуации в городе было решено сформировать перечень запретов и ограничений для организаций и ИП Москвы. Так, изначально был введен запрет на проведение на территории столицы спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий с числом участников более 5 тыс. человек, затем – временно приостановлено проведение в городе досуговых мероприятий с участием граждан, в том числе в сфере культуры, физкультуры и спорта, выставочной, развлекательной и просветительской деятельности, в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) с числом участников более 50 человек одновременно и т. д. Постепенно установленные запреты и ограничения были ужесточены и дополнены.

Законом г. Москвы от 01.04.2020 N 6 «О внесении изменений в статьи 2 и 8 Закона города Москвы от 10 декабря 2003 года N 77 «Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве» и Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», вступила в силу новая ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы. Она посвящена административным санкциям за нарушение требований нормативных правовых актов, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории столицы:

1. Неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий), если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, наказывается:

  • штрафом 30 000 – 40 000 рублей – на должностных лиц;
  • штрафом 200 000 – 300 000 рублей – для юридических лиц.

При повторном совершении административного правонарушения, наказываются:

  • штрафом 5 000 рублей – для граждан;
  • штрафом 40 000 – 50 000 рублей – на должностных лиц;
  • штрафом 300 000 – 500 000 рублей – на юридические лица.

2. Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, наказывается:

  • штрафом 4 000 рублей –на граждан;
  • штрафом 5 000 рублей – на граждан с использованием транспортного средства.

При этом в ч. 1 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы содержится оговорка о том, что административная ответственность по городскому кодексу применяется в том случае, если действия (бездействие) нарушителя не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6.1 и ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, подлежат рассмотрению судьями районных судов по месту совершения (то есть выявления) таких правонарушений. В случае если проводилось административное расследование по делу, то оно подлежит рассмотрению судом по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Следует учитывать, что категория дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, может быть рассмотрена с использованием систем видеоконференцсвязи (ст. 29.14 КоАП РФ).

Что касается даты вступления в силу постановления об административном правонарушении в условиях объявленного в стране режима нерабочих дней, ВС РФ полагает, что если окончание срока обжалования такого постановления приходится на день, объявленный нерабочим, следует учитывать, что постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано (ст. 4.8, ст. 30.3, ст. 31.1 КоАП РФ). В этой связи если окончание срока обжалования постановления приходится на день, объявленный нерабочим указами Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239, последний день такого срока на следующий рабочий день не переносится, и постановление вступает в законную силу на следующий день по истечении названного срока.

При этом ВС РФ напомнил, что в случае пропуска срока обжалования допускается возможность его восстановления судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу по соответствующему письменному ходатайству лица (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ), которое может содержаться и в тексте жалобы. В качестве уважительных причин пропуска срока могут быть признаны обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы, например, нахождение лица на лечении в стационаре, применение к лицу изоляционных мер различного характера и т. д.

Мы настаиваем, что отстаивание своих интересов безусловно необходимо осуществлять и готовы оказать всеобъемлющую поддержку, как в государственных органах, так и в судах, поэтому рекомендуем сохранять всю переписку, скриншоты информации, размещенной на сайтах государственных органов, которые были использованы для принятия решений, записывать разговоры с проверяющими и сохранять видеозаписи на предприятии, т.к. они возможно помогут подтвердить факты, на которые можно опереться при защите своей позиции.