Крым - удивительное место. Красоты этого края завораживают дух, а богатая культура и история заставляют восхищаться собой. Моя тётя и мама треть жизни провели в Крыму и поэтому я понимаю насколько дорога для русского человека эта земля. Но к сожалению, судьба крымскотатарского народа была крайне тяжёлой.
Этногенез
Этногенез крымских татар имеет глубокие корни, но нация была в сформирована в начале XVI века с созданием государства, Крымского ханства. Этот процесс проходил различными способами (миграция, ассимиляция, колонизация, завоевание одних этнических групп другими).
Крымские татары являются потомками многих разных народов, которые жили на Крымском полуострове в разные эпохи. Тавры, скифы, сарматы, аланы, греки, готы, римляне, хазары, печенеги, черкесы, турки оказали влияние на развитие крымских татар. Потребовались столетия, чтобы объединить столь разнообразное этническое единство в одной крымскотатарской нации. Консолидирующими факторами были, прежде всего, общая территория, тюркский язык и исламская религия.
Крымское ханство
После распада Золотой Орды было образовано независимое Крымское ханство. Важно отметить, что в Крымском ханстве главной национальной особенностью был не язык, а религия. Жителей Крыма, исповедовавших христианство, называли урумами (греко-турками), приверженцами караизма - караимами, ислама - крымскими татарами, иудаизмом - татарами. В XVIII веке в Крымском ханстве было не менее 30 000 урумов, 70 000 караимов, а оставшиеся 4 миллиона назывались татарами.
Учитывая особый статус Крыма - результат благоприятного географического положения и ряда других факторов, - многовековое движение различных народов европейских и азиатских стран и народов начало образовывать в XIV веке один из самых молодых европейских этносов - крымских татар. Этот этнос приобрел свои основные черты в XVI веке и достиг своего пика в XVIII веке.
Государство крымских татар - Крымское ханство - существовало с 1441 по 1783 год. Большую часть своей истории оно было союзником Османской империи.
Правящей династией в Крыму был Дом Гираев, основанный первым ханом Хаджи I Гираем.
Эпоха Крымского ханства была расцветом крымскотатарской культуры, искусства и литературы. Классиком крымскотатарской поэзии того времени был Ашык Омер. Среди других поэтов хорошо известны Махмуд Кырымлы и хан Джазы II Гирай Бора. Главным из сохранившихся памятников того времени является Ханский дворец в Бахчисарае (столица средневекового Крыма).
Российская империя
В XVIII веке Крымское ханство стало «разменной монетой» в жестокой геополитической игре между Турцией и Россией, а в конце века оно попало в зону влияния России.
В 1783 году в результате победы России над Османской империей Крым был сначала оккупирован, а затем аннексирован Россией. Это ознаменовало начало новой эры в истории крымских татар, которую они сами назвали «черным веком».
Политика России по завоеванию Крымского ханства, когда кульминацией стало вторжение российских войск в Крым, было прямым нарушением Кючук-Кайнарджийского мира. Аннексия Крыма сопровождалась многочисленными нарушениями прав и свобод местного населения. Фактически это была оккупация суверенного и независимого государства крымских татар под властью Шахина Герая.
Екатерининская аннексия Крыма превратилась в катастрофу для крымских татар. Крымское ханство полностью утратило остатки независимости. Традиции крымских татар, их культурная и духовная жизнь, психология, экономика перенесли первый колоссальный и разрушительный удар.
Русские помещики изгоняли татар со своих земель, захватывая территории, в том числе земли, которыми владели мечети. Более того, русские превратили свободных крымских крестьян в крепостных. Это заставило сотни тысяч крымских татар бежать и искать убежища в Османской империи. Была объявлена, так сказать, культурная война против крымских татар: по приказу императорской власти сносились мечети и древние кладбища, расстреливались муэдзины, которые призывали мусульман к молитве.
Крымские татары стали меньшинством на родине. Русские и украинские поселенцы приезжали в Крым. Древняя культура подверглась преследованиям в результате российской колониальной политики. Но в конце 19-го века возникло реформаторское движение, возглавляемое крымскотатарской интеллигенцией - прежде всего Исмаилом Гаспиринским, учителем, писателем и журналистом, издававшим газету Терджиман.
Крымскотатарское возрождение
Крымскотатарское Возрождение тесно связано с именем выдающегося деятеля культуры просветителя Исмаила Гаспринского (1851 - 1914). Он приложил большие усилия для возрождения и усиления культуры коренных жителей Крыма. Он призвал своих соотечественников не покидать Крым. Он использовал свою газету Терджиман (первая крымскотатарская газета), чтобы объяснить крымским татарам, что они - нация с корнями в крымской земле, нация, история которой продолжается с древних времён. Акцент был сделан на то, что они были светской нацией, обладающей полным правом на свою Родину.
Исторически Гаспринский, будучи демократом и политиком, действовал как просветитель всего Востока и призывал самостоятельно решать свои насущные проблем. Он выдвинул девиз Dilde, işte, fikirde birlik (Единство в языке, действиях и мыслях).
Газета Терджиман выходила в Бахчисарае (Крым) с 1883 по 1918 год. Это был национальный знак русских мусульман, символ единства русской уммы. В первой статье в газете говорилось, что Терджиман будет в меру своих возможностей служить руководством для получения ясной и полезной культурной информации для мусульманской общины. Эта газета была основным источником информации для жителей Крыма тех времён.
Язык Терджимана был одной из главных причин его успеха. Гаспринский был сторонником единого пантюркского языка. Газета, которую он издавал, была доступна для всех, и весь тюркский мир мог свободно ее читать. В этом отношении Терджиман был уникальной газетой, поскольку все последующие газеты были опубликованы на местных языках, и поэтому не могли иметь такую пантюркскую ценность.
Подписка на газету была не дорогой. Кроме того, Гаспринский также привлекал читателей, ежегодно отправляя своим подписчикам книги, изданные в его бахчисарайской типографии, бесплатно.
Кроме того, Терциман отличался качественным образом. Профессор Исмаил Керимов, который много лет изучал газету в московских и петербургских библиотеках, указывает на высокое качество опубликованных на нем фотографий и шрифтов, на которых печатался текст. По его мнению, многие более поздние издания не смогли достичь такого уровня качества.
Гражданская война Российской империи.
Гражданская война в России имела очень серьезные последствия для крымских татар. В 1917 году, после Февральской революции, был созван первый Курултай (съезд) крымскотатарского народа. Провозглашен курс на создание независимой многоэтнической Народной Республики Крым. Номан Челебиджихан, крымскотатарский политик и общественный деятель, присоединился к комиссии, которая отвечала за разработку проекта Конституции Народной Республики Крым. Курултай одобрил представленный Комиссией проект Конституции и провозгласил создание Крымскотатарской Республики. Номан Челебиджихан был избран президентом национального правительства и министром юстиции одновременно. В программном отчете созданного правительства, опубликованном в газетах «Просо и голос татар», говорится:
«Крымскотатарское национальное правительство служит не только для обеспечения счастья и нормальной жизни коренного населения, но и для защиты всех соотечественников, жителей полуострова от узурпации, анархии и восстания, для защиты их жизни и чести, и считает это его священный долг."
Номан Челебичихан выступал за равенство всех народов, проживающих в Крыму.
«Наша задача, - сказал он, - создать такую нацию, как Швейцария. Народы Крыма - это прекрасное собрание людей. Равные права и условия необходимы для каждого народа, потому что мы должны идти рука об руку».
Однако Октябрьская революция в России и большевики, пришедшие к власти и не признавшие крымскотатарское правительство, угрожали существованию молодой народной республики Крым. 26 января 1918 г. большевистские вооруженные силы в Севастополе перешли на активные боевые действия. Крымскотатарское правительство было свергнуто, и контроль над Крымом временно перешел к большевикам. Глава крымскотатарского правительства Номан Челебиджихан был арестован большевиками и содержался в течение 27 дней в севастопольской тюрьме. 23 февраля 1918 года он был расстрелян, и его тело было брошено в Черное море.
Во время войны потребности крымских татар не беспокоили ни белых, ни красных. В результате голода 1921-1923 годов погибло около 15% жителей Крыма.
Советская власть
В 1921 году Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика была образована в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Официальными языками первых были русский и крымскотатарский, а высшими должностными лицами были в основном крымские татары. Но после небольшого подъема национальной жизни с созданием республики (например, открытие национальных школ, театров, публикаций газет) в 1937 году последовали сталинские репрессии. Большинство крымскотатарских интеллектуалов были репрессированы, включая известного государственного деятеля. Вели Ибраимов и ученый Бекир Чобан-заде. По данным переписи 1939 года, в Крыму насчитывалось 218 179 крымских татар, то есть 19,4% от общей численности населения полуострова.
Депортация
В 1944 году Сталин отдал приказ депортировать весь крымскотатарский народ (более 191 тысячи человек, 47 тысяч семей) в Центральную Азию. Утро 18 мая 1944 года было датой начала операции депортации народов, обвиняемых в сотрудничестве с немецкими захватчиками, в Узбекистан и прилегающие районы Казахстана и Таджикистана. Крымских татар тоже обвинили в сотрудничестве. Всего было депортировано 193 865 крымских татар, в том числе 151 136 в Узбекскую ССР, 8 597 в Марийскую АССР, 4 286 в Казахскую ССР и остальные в другие регионы РСФСР.
По дороге из Крыма в места ссылки погибло 7889 человек. В местах поселений, под особым режимом надзора, - в сопровождении голода, эпидемий, национального и гражданского беззакония, насилия и тирании - через полтора года только в Узбекистане скончалось около 40% депортированных.
Казалось, что такое огромное количество смертей неизбежно приведёт к полной ассимиляции и искоренению народа. Но этого не произошло. Наоборот, в изгнании выросло новое поколение с высокоразвитым национальным сознанием, мечтающее вернуться на родину. В отрывке из письма в ЦК КПСС о посещении Крыма крымскими татарами (12 ноября 1965 г.) отмечается следующее: «Мы вернемся либо все сразу, либо никто из нас не придёт».
Возвращение
Во второй половине 1950-х годов в районах ссылки начинает появляться национальное движение за восстановление прав крымскотатарского народа. С 1967 года благодаря организованному переселению в Крым первые семьи крымских татар начали возвращаться. Этот процесс был медленным и противоречивым. С 1967 по 1977 год только 577 крымскотатарских семей переехали в Крым. В период между переписями 1979 и 1989 годов численность крымскотатарского населения в Крыму увеличилась на 33 тысячи и достигла 38,4 тысячи человек.
В 1989 году вернулось еще около 30 000 человек, в 1990 году - более 40 000, так что к концу 1990 года более 100 000 крымских татар уже обосновались в Крыму. Репатриация достигла своего пика в 1990-1991 годах, когда фактическая основа существующей этнической общности крымскотатарских народов СССР переехала в Крым. По состоянию на июнь 1991 года в Крыму проживало 130 000 крымских татар, а на конец 1991 года их было более 150 000.Стоит отметить, что 73 981 крымских татар, которые уже были зарегистрированы в Крыму, автоматически стали гражданами Украины с вступлением в силу украинского закона "О гражданстве Украины" 13 ноября 1991 года.
В 1989 году Верховный Совет СССР создал специальную комиссию по проблемам крымскотатарского народа. В ноябре 1989 года она приняла декларацию «О признании незаконных и уголовно-репрессивных актов против насильственно перемещенных народов и об обеспечении их прав» и указ «О проблемах советских немцев и крымских татар». В июле 1990 года Совет Министров СССР принял постановление «О неотложных мерах по решению вопросов, связанных с возвращением крымских татар в Крымский регион». С этого момента началось массовое возвращение крымских татар в Крым.
«Но в Крыму их никто не ждал. Во многих городах были созданы палаточные лагеря, организованы манифестации с претензиями на признание их права на жизнь на родине. Непрерывные митинги проходили перед зданием правительства в Симферополе. Под предлогом того, что Крым перенаселен, власти отказались выделить земли крымским татарам. Те, кому удалось купить какое-то жилье, не получили разрешения на проживание. Полицейские власти постоянно проводили карательные действия. Но крымские татары проявили удивительную устойчивость», - вспоминает Рифхат Якупов, член Союза журналистов Татарстана.
Спасибо за просмотр. Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а также читайте и другие мои статьи:
- Как Советский Союз уничтожил целое море в Средней Азии и погубил мировую экологию.