Найти тему
Мария Ладыгина

Женщины в психологии

Оглавление

В 1974 году психологи Максин Бернштейн и Нэнси Фелипе Руссо опубликовали статью в журнале «Американский психолог» о вкладе женщин в психологию. Статья называлась «Пересмотр истории психологии, или Отдавая должное праматерям психологии. В этой статье авторы предложили читателям следующую викторину. Я предлагаю вам ответить на ее вопросы:

1. Кто впервые в печати применил термин «проективная техника»?
2. Кто впервые разработал технику детского анализа посредством игры?
3. Кто разработал тест Кэттел для определения умственного развития младенцев?
4. Что объединяет все нижеперечисленные методики?
Визуально-моторный гештальт-тест Бендер (проективный тест, построенный на принципах гештальт-психологии), шкала проявлений тревоги Тейлор, словесно-ассоциативный тест Кент-Розанофф, тест тематической апперцепции, метод незаконченных предложений.
5. Далее приведены фамилии людей, внесших большой вклад в изучение поведения человека. Что еще общего у этих психологов?
Озубель, Беллак, Брунсвик, Белер, Денис, Гарднер, Гибсон, Глуек, Харлоу, Хартли, Хоффман, Горовиц, Джонс, Кендлер, Кох, Леси, Лачинс, Линд, Мэрф, Примак, Росси, Сирс, Шериф, Спенс, Штаатс, Штендлер, Уайтинг, Йарроу.

Вот и ответы на вопросы:

1. Луис Мэрфи и Рут Горовиц.
2. Эрмин фон Хаг-Хеллмут.
3. Психея Кеттел.
4. Женщина – или главный автор, или единственный автор методики.
5. Это фамилии женщин-ученых в области социальных исследований.

Как вы выполнили наше задание? Бернштейн и Руссо отмечали, что их коллеги не смогли правильно ответить ни на один вопрос! Поэтому ученые пришли к выводу, что женщин-психологов надо вновь представить научной общественности. Элизбет Скарборо и Лорел Фурумото также был обеспокоены тем, что история психологии стала историей психологов-мужчин:

«В 1984 году одна участница съезда Американской психологической ассоциации рассказала нам историю из собственной жизни в качестве примера того, насколько незначительную роль играли первые женщины-психологи. Она вспомнила, что в числе других классический теорий, включенных в курс психологии восприятия, на котором она училась была теория цветного зрения Ладд-Франклин, и студентка решила, что авторы этой теории – мистер Лэдд и мистер Франклин. Только намного позже она узнала, что автором этой теории является женщина, Кристин Лэдд-Франклин, после брака принявшая двойную фамилию».

Такие анекдоты можно услышать довольно часто. На моем курсе я показываю студентам таблицу, где представлен список женщин-психологов. Только двух психологов (Анну Фрейд и Марию Монтессори) слушатели знают (их знают даже студенты с курсов общей психологии).

Женщины-психологи: незнакомые имена

Почему так мало студентов и профессоров знакомы с вкладом женщин в психологию? В литературе по психологии женщин-психологов редко упоминают. Так, Люди Бенджамин, сделавшая в 1974 году обзор автобиографий и биографий психологов выяснила, что из 700 ссылок только 33 относились к женщинам. В 1976 году Бенджер и Хайдер обнаружили, что из 255 учебников, описывающих жизнь и вклад женщин, лишь 9 содержали информацию о женщинах-психологах. Гведолин Стивенс и Шелдон Гарднер предлагают ответить на следующий вопрос:

«Учебники по истории психологии, написанные академическими учеными, не отличаются точностью и законченностью и по большей части не учитывают серьезный вклад женщин в психологию. Вот несколько примеров: не включается теория «я» Мэри Колкинс и ее вклад в разработку метода парных ассоциаций; не упоминается теория развития цветного зрения Лэдд-Франклин, исследования по психофизике Джейн Мартин и исследовательская работа Лиллиан Гильберт о времени и движении. Кроме того, в учебниках по истории психологии нет ссылок на такие значимые для науки работы, как книги Маргарет Уошберн о поведении животных или Хелен Фландерс Данбар по психосоматической медицине. В материалах по истории психологии совершенно игнорируются исчерпывающая теория эмоций Магды Арнольд и вклад Маргарет Харлоу в понимание значимости тактильной стимуляции для младенца во время общения с матерью».

Женщины по-прежнему редко упоминаются в опубликованных трудах по истории психологии (так же, как и в учебниках по вводному курсу в психологии), хотя все же заметен некоторый прогресс. Флоранс Денмарк, бывший президент Американской психологической ассоциации, сделала обзор учебников по психологии и попыталась определить, как в них рассматривается женская тематика и гендерно обусловленные проблемы в целом (например, сексуальные домогательства, феминисткая терапия, женщины и лидерство). Денмарк пишет, что двадцати учебниках по психологии женщины не упоминаются вообще. А в учебниках по патопсихологии имена женщин-психологов встречаются наиболее редко.

В 1991 году несколько моих коллег и я сделали обзор 33 учебников, которые часто использовались на курсе по статистике на факультетах психологии и предлагались студентам последних курсов и аспирантов в США. Наш анализ показал, что практически нигде не упоминались женщины/девушки, а все ссылки соответствовали обычным стереотипным предпочтением по отношению к мужчинам (то есть как правило упоминались личные местоимения мужского рода). Мы прочли такие фразы как:

… Преподаватель по математике… так как он увеличил константу…

Ученый-бихевиорист должен сделать выводы…

Базовые требования и основные цели эксперимента формулирует экспериментатор; экспериментатор (он) может учитывать или не учитывать альтернативные подходы, которые можно было бы применить при проведении его эксперимента…

В учебниках использовались следующие переменные для иллюстрации статистического анализа:

- Размер женской одежды.
- Действительно ли блондинки «живут веселее».
- Распределение наград на конкурсах красоты среди женщин.

Мы также обнаружили, что авторы учебников, чтобы развлечь студентов, включают в них карикатуры. Однако карикатуры стереотипно изображают женщин как «тупиц» в области математики, а мужей как «подкаблучников». Приводились цитаты из «известных» специалисторв по статистике (Карла Парсона, сэра Фрэнсиса Гальтна, сэра Рональда Фишера). Однако ни одной ссылки на «известную» специалистку по статистике намне попалось на глаза. Так, девушки и женщины в процессе изучения предмета не учитывались; когда их все же включали, то ни слова не говорилось о вкладе женщин-ученых в статистику или психологию.

Довольно много студентов, которые мечтают о карьере психолога посещают курс по статистике (одновременно с начальным курсом по психологии). Такие курсы в большинстве учебных заведений являются вводными. На них студенты усваивают базовые термины и психологические концепции. Если вклад женщин-психологов и темы, связанные с гендером, не включаются во вводные курсы, то тема женщин и гендера впоследствии вряд ли заинтересует студентов и останется маргинальной.

Большинство исследователей делают вывод о том, что женщины, обучающиеся в колледже, планируют совмещать карьеру и воспитание детей. Женщин всерьез волнует то, что им трудно одновременно справляться с домашним хозяйством, семьей и работой, а также отсутствие механизмов, способствующих интеграции обоих типов ролей. Салли Арчер, например, делает вывод, что молодые девушки, столкнувшись с необходимостью принять жизненно важное решение о карьере и семье, чувствуют себя в изоляции. «Наверное, самое удивительное открытие заключалось в том, что ни одна из этих девушек не посещала консультантов по карьере и не обсуждала с ними возможных ролей в семье и их взаимосвязь с карьерой, причем эта тема не обсуждалась и на учебных курсах по семейной жизни».

Консультанты в области карьеры и университетские преподаватели должны понимать, что выбор женщинами карьеры может ограничиваться гендерными стереотипами, дискриминацией или тревогой, связанной с математикой. Консультанты в области карьеры могли бы облегчить женщинам их карьерный рост, если бы предоставляли женщинам возможность выбора, которого они лишаются из-за социального давления. В процессе подобного консультирования специалисты: а) поощряют студенток принимать такие решения, которые бы предоставили им возможность выбора в дальнейшем и б) обсуждают со студентками их представления о гендере, то, как роли женщин повлияли на выбор карьеры, и гендерные предрассудки в образовании. Бец, а также Люрэтрт и Барва рекомендуют консультантам знакомить молодых женщин с моделями женских ролей, помогать женщинам справиться с тревогой по поводу карьеры, активно поддерживать их и стимулировать усилия женщин, направленные на формирование новых навыков и умений.

Как мы обнаружили на практике, такие мероприятия приносят пользу уже в детстве. Бец отмечает, что пол директора школы в значительной степени влияет на установки детей по отношению к гендерным ролям. У детей, посещавших школу, где директором работала женщина, вырабатывалось меньше гендерных стереотипов, чем у их сверстников, учившихся в школе, где директором был мужчина.

Наглядные примеры жизни женщин-психологов (современных специалистов и ученых прошлого) могут способствовать развитию я-концепции женщин, самоопределению женщин в терминах феминизма и расширению перспектив в выборе карьеры. Так, женщины-психологи могут стать ролевой моделью для студенток.

Реконструкция биографий первых женщин-психологов

В ответ на игнорирование вклада женщин в психологию и как признание того, что биографии женщин-психологов могут существенно изменить самовосприятие женщин, возникло такое направление, как история женщин в психологии. В этой области психологии для воссоздания женской истории используется модель Герды Лернер, включающая следующие разделы: компенсаторная история, история вклада в психологию и реконструированная история психологии. В рамках компенсаторной истории историк находит тех женщин, на которых раньше ученые не обращали внимания или они нигде не упоминались, и возвращает их имена в историю психологии. В рамках истории вклада в психологию устанавливается, что именно нового внесла в науку та или иная женщина-психолог. Наконец, в реконструированной истории психологии отмечается роль гендера в формировании прошлого, и историки воссоздают историю с точки зрения женщин, а не мужчин. Как указывала Лернер:

«Традиционную историю писали мужчины и интерпретировали ее в рамках андроцентристкой схемы; так что ее можно полностью описать как историю мужчин-психологов. Сам термин «женская история» привлекает внимание к тому факту, что в истории психологии существуют изъяны».

В 1969 году женщины, занимающиеся психологией, организовались и сформировали Ассоциацию женщин в психологии. В рамках Американской психологической ассоциации в 1973 году было образовано Отделение психологии женщин. Психологи поставили перед собой цель «способствовать расширению исследований в области женской проблематики и содействовать интеграции полученной информации в современные психологические знания и представления для того, чтобы эти знания можно было бы применять в обществе и его институтах…»

И отделение психологии женщин, и комитет по вопросам женщин в психологии стараются привлечь внимание ученых к компенсаторной истории и реконструированной истории женщин в психологии.

В результате работы участников этих комитетов женщины-психологи и их вклад были вновь открыты для науки и общества. Так, например, Лорел Фурумото и Элизабет Скарборо реконструировали жизненный и профессиональный опыт первого поколения американских женщин-психологов с точки зрения формирования их идентичности как психологов. Фурумото и Скарборо сообщают, что первые женщины-психологи по возрасту и подготовке не отличались от своих коллег мужского пола. Тем не менее, эти женщины реже добивались того же, как мужчины, профессионального статуса. Только незамужние женщины, преподававшие в женских колледжах, достигали в психологии высокого профессионального статуса. Фурумото и Скарборо делают вывод о том, что «некоторые факторы, специфические для гендера, оказали сильное влияние на опыт женщин: у женщин не было новых возможностей в области образования и работы, они несли дочернюю ответственность перед своими семьями, и перед ними стояла проблема выбора между браком и карьерой».


Маргарет Уошберн

Например, Маргарет Уошберн преподавала в течение 35 лет сначала в колледже Уэллс и затем в Вассар колледже. В 1913 году она написала письмо главному редактору Journal of Animal Behavior Роберту Йерксу о том, что оставляет пост редактора-аналитика:

«Не думаю, что кто-то другой преподает 18 часов в неделю, как я. Я просто вынуждена сократить работу. Если мне и предстоит достичь чего-либо в психологии, то я должна сделать это в следующие пять лет, так как по мере того как мои родители стареют, у меня все меньше остается свободного времени».

Этель Паффер

Этель Паффер преподавала в Радклифф колледже, Симмонс колледже и Уэллесли колледже. Приведем пример письма президента Смит колледжа в 1908 году:

«Уважаемая мисс Паффер: если вы действительно серьезно решились занять должность в Барнарде, я думаю, вам будет полезно, если ваши друзья в Кембридже рекомендуют вас президенту Батлеру. Однако я опасаюсь, что слухи о вашей помолвке, дошедшие до меня, могут повлиять на рекомендации, уже посланные мной. Вполне вероятно, что уже есть кандидат для представления совету Колумбии в начале следующего года».

Все первые женщины-психологи испытали на себе действие дискриминации, когда пытались получить ученую степень. Кристин Лэдд-Франклин, Мэри Колкинс и Маргарет Уошберн, например, начинали свои исследования в психологии как «особые студенты» в аспирантурах университетов Джона Хопкинса, Гарварда и Колумбии. Статус «особого студента» отражал эксклюзивную политику этих университетов по отношению к женщинам.

Мэри Колкинс

Например, Мэри Колкинс (1863-1929) сделала все необходимое, чтобы получить степень доктора философии в Гарварде в 1895 году; ей было отказано в степени, потому что она была женщиной. Психолог Уильям Джеймс написал следующую записку одной из однокурсниц Мэри Колкинс в колледже:

«Это был блестящий экзамен на степень доктора философии в Гарварде. Жаль, что несмотря на это ей все же не удалось получить степень. Ваш попранный, но непобедимый пол справедливо можно наделить всей славой и репутацией, которую создали успехи мисс Колкинс».

Мэри Колкинс в 1902 году предложили степень доктора философии при содействии Радклифф колледжа, но она отклонила это предложение поскольку считала, что оно лишь оправдывало отказ Гарвардского университета признать достижения женщин:

«Я искренне восхищаюсь научными работами тех трех женщин, которым нужно было присудить эту степень, и очень рада, что попала в один ряд с ними. Более того, я считаю, что вполне вероятно, что степень в Радклифф можно считать эквивалентом степени Гарварда, и, наконец, я должна быть рада, что получу степень доктора философии, так как время от времени мне неудобно, что у меня ее нет, но поскольку теперь мне ее предложили в Радклифф, я полагаю, что вряд ли женщинам будет доступна степень в Гарварде. С другой стороны, я считаю, что в колледже Радклифф сохранились бы более высокие идеалы в области образования, если бы это научное учреждение отказалось присвоить мне степень доктора. Как видите, я, придерживаясь такого убеждения, не могу согласиться принять степень доктора».