В логопедический кабинет всё чаще обращаются родители с детьми 3 - 3,5 года. Не говорят, очень плохо говорят, говорят непонятно, одним слогом. Или почти 3 года, но говорит как 2х летний малыш.
Про причины писала в другой статье. И активно комментировали её.
При знакомстве с плохо говорящими детками часто выявляется нарушенное слуховое/ фонематическое восприятие. Слуховая агнозия. Назовите как хотите, смысл один - ребёнок плохо различает на слух похожие по звучанию звуки.
В физике все звуки имеют свои частоты, волны. Так и в русском языке, похожие по звучанию звуки имеют похожие амплитуды.
Так, дети могут путать на слух
с-з-х-ф-ш,
л-в-р ,
ш-ж-с-з-щ,
ть- ч-щ,
т-к-г-д-х,
м-н-л.
Поэтому, одним из направлений работы с такими плохо говорящими детьми является развитие фонематического слуха, развитие чувства ритма.
Слово - тот же самый ритм, слоговая структура слова тоже ритм. Там, мама, кошка, парашют или колокольчики - везде разный ритм.
Надо научить ребёнка учиться. Чтобы он повторял за взрослым.
Упражнения для развития фонематического слуха:
1. Барабанщик: (неречевые звуки)
отстукивать ритм по образцу.
По поверхности стола фломастерами или ручками (если есть барабан или палочки от него - отлично, подойдут) показать, сколько раз стукнуть.
Сначала 1. Ребенок повторяет.
Потом 2 раза, в умеренном темпе. Ребенок повторяет вновь.
Потом много раз. Ребенка попросить также сделать.
Попросить малыша закрыть глаза или отвернуться, в этот момент стукнуть 1 или 2 раза. Ребенок открывает глаза и стучит столько раз, сколько услышал.
Потом можно добавить игрушки, мелкие предметы. Стукнуть на каждый предмет. Получится определенный ритмический рисунок.
Можно хлопать, топать по образцу. Или по речевой инструкции: хлопни 1 раз, топни 2 раза, хлопни много раз.
2. На речевых звуках: слоговые дорожки
Так же надо научить ребенка повторять за взрослым.
Сначала слог, потом 2 слога, потом 3 слога. Лучше добавлять зрительные стимулы, ориентиры. Картинки - символы.
Молоток: тук или т-т. В зависимости от речевых возможностей ребёнка.
Барабан: бум-бум или б-б-б.
Обратить внимание, что ТУК говорим с помощью языка, язык стучит в зубы. А БУМ говорим с помощью губ. Рассмотреть это перед зеркалом.
И , показывая картинку барабана или молотка, произносить звук или слог.
Потом можно нарисовать дорожки из барабана и молотка. При нажимании на картинку, произносить нужный слог/ звук. Ребёнок учится контролировать себя, называть нужный звук. Учится координировать движения пальцев рук и губ.
Понравились упражнения? Напишите в комментариях.
Могу поделиться еще другими простыми, но эффективными упражнениями для развития речи малышей.
Поставьте ЛаЙК и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ!!