Смотрели фильм «Чудо на Гудзоне» с Томом Хэнксом с главной роли? В нем герой Хэнкса отважно приводняет авиалайнер прямо в холодную реку Гудзон. Причиной этой вынужденной посадки стало столкновение самолета при наборе высоты со стаей птиц.
Чтобы остаться в живых и спасти пассажиров, пилоты приняли единственно правильное в тот момент решение – посадить самолёт на воду. Иначе катастрофы было бы не избежать.
А как это происходит в жизни? Входит ли в программу обучения пилотов сажать самолеты на водную гладь морей или рек? Какова вообще вероятность, что самолет, на котором вы летите, будет экстренно посажен на воду?
Разбираемся в вопросе
Так вот, возвращаясь к фильму с Томом Хэнксом. Он был снят как раз по реальным событиям, произошедшим 15 января 2009 года. В этот день аэробус A320, следовавший рейсом 1549 US Airways, действительно столкнулся со стаей гусей.
Капитан Челси Б. Салленберг вместе со вторым пилотом Джеффри Б. Спилсом за какие-то 3,5 минуты посадили самолёт прямо в реку. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал, а этот случай назвали «Чудом на Гудзоне».
Такое водное «приземление» было не первым в истории авиаперелетов. Вот еще один подобный случай, но с наименее радостным результатом.
Авиалайнер «Эфиопских авиалиний», следовавший рейсом ЕТ961, совершал перелет в ноябре 1996 года из Мумбаи в Аддис-Абебу, а затем в Найроби, Браззавиль, Лагос, Абиджан. Произошло то, что на борту оказались три террориста. Они потребовали, чтобы самолет изменил курс и направился в сторону Австралии. Там они собирались получить неприкосновенность.
Но до Австралии не хватило бы топлива, и пилоты неоднократно в переговорах с ними просили приземления в любом ближайшем аэропорту, чтобы дозаправиться. Их просьбы так и не были восприняты.
В итоге пилотам пришлось приводниться прямо в Индийском океане, так как топливо было на исходе. Посадка оказалась не совсем удачной, и самолёт при ударе о воду крылом, разломился. Из 175 человек, находившихся на борту, выжили только 50.
А этот случай произошёл в Ленинграде 21 августа 1961 года
Самолёт Ту-124 совершал перелёт из Таллина в Москву. Сразу после взлёта выяснилось, что шасси заклинило. Посадить самолёт сразу же в аэропорту не представилось возможным, потому что город покрыл густой туман.
Было принято решение долететь до Ленинграда и приземлиться в Пулково на брюхо на грунтовую полосу. Но уже над Ленинградом один за другим отказали оба двигателя. Таким образом самолёт превратился в дрейфующий по воздуху планер.
Пилоты приняли решение о том, чтобы приводниться прямо на Неву. К счастью, посадка прошла успешно, все находившиеся на борту остались живы.
Да, случаи посадки воздушных судов на воду единичные. И даже несмотря на то, что такого может вообще не произойти ни разу за всю личную историю полётов, пилотов и стюардесс учат, как правильно вести себя в такой ситуации, если вдруг она случится.
Какие причины предусматривают посадку самолёта на воду?
Это самые экстренные, такие как:
- отказ двигателей
- захват или угон самолёта
- нехватка топлива
Конечно, если у экипажа есть возможность экстренно посадить авиалайнер на суше, он это сделает. Были случаи приземления самолётов в полях. Это гораздо безопаснее, чем приводниться.
Как должны вести себя люди после посадки на воду
Самолёт – замкнутое пространство. И если он повреждён, начнёт быстро заполняться водой и погружаться. Чтобы он не стал могилой, первым делом людям необходимо как можно быстрее эвакуироваться. Многие самолёты оснащены надувными плотами, а также спасательными жилетами.
Следует учитывать важный момент: жилеты нужно надевать на себя только после того, как покинули салон самолёта.
Это крайне важно! При посадке Боинга «Эфиопских авиалиний» большинство пассажиров погибли, потому что надели на себя жилеты ещё находясь в самолёте. Таким образом, они поднялись на воде прямо под потолок салона и просто не смогли выбраться наружу из-за этого.
На надувных плотах далее нужно будет ждать спасателей, которые не замедлят поспешить на помощь по сигналу о бедствии.
Что дальше происходит с самолётом и вещами пассажиров
Самолет чаще всего опускается на дно водоема. Какая участь ждет его? В случае с аэробусом А320, его достали при помощи специальных кранов и поместили в музей. Ту-124, приводнившийся на Неву, списали и в дальнейшем использовали в качестве тренажёра. Но так везёт не всем.
Чаще всего воздушное судно уходит под воду, там и остается. Тем более если оно разломилось на части и не подлежит восстановлению. Повезет тем, которые приземлились на мелководье и остались целыми. Тогда их можно будет отремонтировать и даже вернуть в небо.
На месте затопления самолета дайверы постараются поднять наверх все, что можно. И это не только черные ящики и какие-то доказательства причин катастрофы, но и личные вещи пассажиров. Это может быть удивительно, но пассажиры авиалайнера, приводнившегося на Гудзон, получили назад даже свои ключи от машин и джинсы.
Часть вещей так и не находят, так как их уносит течением.
А как вы себя чувствуете при полёте над морями и океанами? А знаете, чем дышат пассажиры в самолётах? Ведь воздуха с земли хватает всего на 15 минут 👇
Спасибо за ваши лайки 👍 и подписывайтесь на канал «Границы условные». Здесь ещё больше интересной, а иногда и полезной информации.