Найти в Дзене
История и культура Евразии

Ногайские мурзы на службе у московских царей

Оглавление

Российское дворянство в 17 веке наполовину состояло из степняков. Это исторический факт! Практически половину дворянских фамилий составляют потомки золотоордынцев, ногайцев, других служивых татар и если брать еще более ранний срок, то потомки половцев, торков и печенегов.

Одних только российских князей из ногайцев было девять служилых родов (и это не считая простых ногайцев, становившихся дворянами-однодворцами):

1. Князья Байтерековы

2. Князья Канбаровы

3. Князья Кутумовы

4. Князья Тинбаевы

5. Князья Тинмаметевы

6. Князья Урмаметевы

7. Князья Урусовы

8. Князья Шайдяковы

9. Князья Юсуповы

К началу 20 века остались только Урусовы и Юсуповы. Урусовы между прочим избавили российский престол от Лжедмитрия Второго, а Юсуповы от Григория Распутина.

После распада Золотой Орды в 15 веке среди степняков появилось два полюса, на которые они ориентировались - Московская Русь и Крымское ханство.

Эти две силы правили в степи и соответственно степнякам приходилось выбирать между ними. Но чаще степняки переходили из одного лагеря в другой как например семейство молдавских господарей Кантемировых, которые происходят от татарского мурзы Кан-Темира (Кровавое железо).

Князь Антио́х Дми́триевич Кантеми́р (10 [21] сентября 1708, Константинополь, по другим данным Яссы — 31 марта [11 апреля] 1744, Париж) — русский поэт-сатирик и дипломат, деятель раннего русского Просвещения. Наиболее крупный русский поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского — Ломоносова). Отмечают, что его творчество сыграло значительную роль в развитии русского литературного языка и стихосложения.
Князь Антио́х Дми́триевич Кантеми́р (10 [21] сентября 1708, Константинополь, по другим данным Яссы — 31 марта [11 апреля] 1744, Париж) — русский поэт-сатирик и дипломат, деятель раннего русского Просвещения. Наиболее крупный русский поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского — Ломоносова). Отмечают, что его творчество сыграло значительную роль в развитии русского литературного языка и стихосложения.

Вотчиной ногайских князей был определен городок Романов (топоним говорит сам за себя). Сейчас это город Тутаев в Ярославской области РФ. Ногайцы здесь жили с 1563 года и городок стал полностью татарским. Здесь даже была выведена порода романовских овец. Только указом от 13 декабря 1760 года, романовские ногайцы как отказавшиеся принять православие были переселены под Кострому.

Город Тутаевск сейчас
Город Тутаевск сейчас

История переселения ногайцев на Русь началась в 50-х годах 16 века.

Тогда в Ногайской орде произошел раскол. Сторонников Крыма (и стоящей за ним Османской империи) возглавил бий Юсуф, во главе приверженцев ориентации на Москву встал его младший брат Исмаил. Исмаил к концу 50-х годов смог утвердиться на бийском престоле, а его противники бежали, разгромленные, кто в Крым, кто на Северный Кавказ, кто к казахам; некоторые прибились к московскому двору. Именно с этого времени начались попытки переселения ногайских мирз, их сородичей и соратников перехода их на царскую службу - монография В.Трепавлова ТЮРКСКАЯ ЗНАТЬ В РОССИИ (НОГАИ НА ЦАРСКОЙ СЛУЖБЕ)
-3

При этом ногайские отходники часто возвращались в степь из Руси. Это было связано с тем, что Ногайская Орда до 1630 годов сохраняла свое влияние в кочевьях на Волге и территории современного Западного Казахстана. Поэтому ногайские мурзы имели возможность куда-то вернуться в отличие от других служилых татар, которые как астраханские, сибирские и казанские уже не имели собственных вотчин за пределами Московского царства.

Да и об относительной политической независимости именно ногайцев говорит тот факт, что через них к туркам и крымчакам поступала шпионская информация о ситуации в Московском государстве:

Об этом было ясно сказано, в частности, русскому послу в Турцию Ивану Новосильцеву жителем Азова в 1570 году: «Всякие деи вести привозят нагайские татарове, у которых мирз живут на Москве» - Ногайские столбцы... 1623 г. Д. 2. Л. 1–4.

Эти сведения, в свою очередь были получены также скорее всего от ногайца, что показывает напряженность не только внешнеполитической, но и внутриполитической борьбы в Ногайской Орде, население которой имело различные политические ориентиры.

Но как бы там не было, но ногайские мурзы укрепились в иерархической лестнице российской аристократии и стали одной из ее значительных частей.