Найти тему
Кадыкчанский заметил

Легенды Словенска

Изборский "Ящик пандоры"

Эта легенда гласит о том, что произошло во времена гонений на исконную русскую веру, когда огнём и мечом насаждалось христианство.

Был приказ свезти в кучу всех истуканов и идолов и захоронить на Труворовом городище. А изборских волхвов подвергли пыткам, после чего сожги живьём на костре.

Говорят, что один из волхвов перед смертью сказал, что как только кто-то откопает поруганные лики Рода, ДажБога, Макоши, Перуна и Велеса со Свентовитом, Сварогом и Семарглом, так вырвется наружу мор страшный, который погубит тех, кто предал старую веру и принёс клятву служить ЧерноБогу.

Вспомнил я об этой легенде, когда узнал, что в Изборской волости самый высокий в Псковской области процент онкологических заболеваний и детской смертности среди населения. Уж не связано ли это со зловещей легендой?

Змии

Согласно рассказу одного из пожилых жителей Изборска о князе Изборе. Напомню: "...Три лета княжил (Словен), а по осени умер. Отчего да как, никому не знаемо. Знаемо только, что сын его, Избор, переиначил город на свой лад...".

А теперь продолжение цитаты...

"...Покняжил чуток вслед за батюшкой, да вскорости змий его изъел. Змии в те времена летучие были и щенились всё больше по деревьям: телом тонкие, на маленьких ножках, а голова круглая, как ковш, и жало с мизинец. С ветвей на человеков бросались. Вот молодой Избор змию и встретился".

Перевод не нужен? Понятно, что речь не о сказке, а об уникальном для нас,  но обычном для предков звере. Даже описание его дано, которое не подходит ни под одно современное или вымершее известное науке животное. Обыденно так... Щенились на деревьях...

Летающие башни

Снова процитирую изборского дедушку, имя которого не сохранила история: "Николушку у нас особо чтут, и есть за что. (Заметили, что все храмы в Изборске построены в честь святого Николы?)

Раз осадил враг Изборск, а князя нашего на месте нет, защитить некому. Хотели помощь у Пскова просить, да как? Обложили нас по четырем сторонам.

Пришлось за подмогой цельную башню отсылать. Николушка ее молитвами изборян во Псков по небу переставил. Да не одну, а со звонарем вместе. Звонарь в сполошный колокол всю дорогу гремел, рать в Изборск требовал.

Прислали псковичи войско, отбыли беду. А башня наша так во Пскове и осталась. Ее теперь Гремячьей величают по тому случаю.

Гремячая башня. Псков
Гремячая башня. Псков

(Гремячая башня в Пскове, где местные жители частенько видят привидение – дух в образе призрачной фигуры молодой красавицы, якобы по сей день замурованной в стене башни.)

А станут тебе сплетничать про княжну какую, что в Гремячьей башне запрятана, — не верь. То псковичи насочиняли от удивления. Будто башню эту лютая мачеха строила, чтобы запрятать в темнице нелюбимую падчерицу. Будто и поныне несчастная красавица там закована в медном гробе, и сатаны ее прочно сторожат.

У псковичей язык в киселе, наврут с три короба! Только наша эта башня. Наша, как есть. Ее изборский князь Селога на холме, какой справа, укреплял для удержу. На Киев она смотрела.

Из Киева в Изборск помощь бывало, что прибегала. Ведь печерские пещеры, слышь-ка, с киевскими сходятся. Раньше монахи из Киева частенько к нам перемещались: от Немца пособить, а то за так — за живой водою".

Из повествования можно сделать умопомрачительный вывод о том, что в старину башни летали. Не напоминает ли это "Виманику Шастру"?

-3

А ещё здесь уже в который раз повторяется легенда о том, что из Печор до самого Киева существует подземная дорога, по которой монахи Киево-Печерской лавры могут спокойно путешествовать из Киева прямиком в Псково-Печерский монастырь и обратно.


Способность изборян видеть будущее


Снова процитирую деда: "Раньше люди всё по правде помнили, что откуда и сколько жить осталось. До случая малого.

Однажды глупый Матвей, мужичонка изборский, изгородь из соломы за три дня до смерти своей ставить начал. Час свой знает, а в Собор не идет. Суету наводит. Крепко удивился на Матвея Спаситель и дал нам — что мы не помним, когда помрём. Да оно и по справедливости".

То есть рассказчик утверждает, что в былые времена каждый гражданин Изборска запросто знал точную дату собственной смерти!

Сказки сказками, конечно, но ведь в каждой сказке есть только доля сказки, как известно. То, что учёные считают выдумками, фантазиями стариков, которым нечего делать, сидя на печи долгими зимними вечерами, ведь может быть на самом деле реальными посланиями из прошлого! Предки хотели передать нам знания, а мы на них даже внимания не обращаем, и как же мы себя можем считать умными после этого?