В эпоху высоких технологий уголь по-прежнему остается важным технологическим и энергетическим сырьём. Я посетил одно из ведущих предприятий в России по добыче угля, увидел вблизи огромные БелАЗы и гигантские шагающие экскаваторы, посмотрел на то, как работает техника, пообщался с людьми. Поездка получилась очень интересной.
Первое, что поражает воображение при посещении горнодобывающих производств — это размеры. Тут все гигантское, даже не верится, что все эти карьеры и горы созданы человеком. Счет идет на миллионы тонн.
Мы находимся в Хакасии на разрезе «Степной», относящемуся к Черногорскому каменноугольному месторождению. Строго говоря, употреблять слово «карьер» неправильно, если добывают уголь, то нужно говорить «разрез».
Добыча угля на разрезе ведется открытым способом. Это значит, что здесь нет шахт, никто не спускается под землю. Открытый способ добычи более производительный и, самое главное, безопасный для людей.
Уголь залегает неравномерно, пластами. На разрезе «Степной» имеется 7 угольных пластов, отличающихся по запасам и качеству угля.
По сложившимся стереотипам, горняк — это крепкий мужчина с перепачканным угольной пылью лицом. Представьте мое удивление, когда первыми, кого я встретил на разрезе, оказались очаровательные девушки. Знакомьтесь, Наталья и Анастасия, они — маркшейдеры, горные инженеры. Помните пословицу про «семь раз отмерь — один раз отрежь»? Так вот, маркшейдеры измеряют, планируют и контролируют все геологические параметры, вычисляют объемы и вес полезных ископаемых и пустой породы. Для измерений они используют специальные многофункциональные мультисистемные приемники, позволяющие вычислять координаты по GPS и GLONASS.
После планирования необходимо добраться до угольных пластов. Для этого порой нужно вскрыть десятки и сотни метров пустой породы. Такая порода так и называется — вскрыша.
В зависимости от крепости горных пород, из которых состоит вскрыша, её вынимают с помощью буровзрывных работ или без них.
Пустую породу перемещают в сторону, чтобы обнажить угольные пласты. На разрезе «Степной» добывается более 4 миллионов тонн каменного угля, соответственно, пустой породы, которую приходится перемещать, еще больше.
Пустую породу перевозят на БелАЗах. Каждый такой самосвал за один раз принимает 130 тонн вскрыши.
В парах с БелАЗами работают экскаваторы Hitachi EX-1900. Объем ковша такого экскаватора — 12 м³, это примерно 20-22 тонны горной породы. Для сравнения, масса среднего легкового автомобиля типа «Форд Фокус» примерно полторы тонны.
Но даже огромные БелАЗы - не самая большая техника, которая работает на разрезе. Самосвалы выглядят маленькими по сравнению с гигантскими шагающими экскаваторами. Размер стрелы этого экскаватора — 90 метров, это длина футбольного поля. Вес — 1740 тонн, то есть как тысяча кроссоверов Nissan Qashqai.
Объем ковша шагающего экскаватора ЭШ-20/90 — 20 м³, это почти 30 тонн породы. Оцените масштабы!
Только после того, как добрались до угольного пласта, можно приступить непосредственно к добыче угля. На разрезе «Степной» добывается каменный энергетический уголь марки «Д».
Уголь перевозится на 55-тонных БелАЗах. В сутки добывается около 11000 тонн угля, то есть БелАЗам нужно осуществить 200 рейсов в сутки.
Работы ведутся круглосуточно, 7 дней в неделю. Всего на предприятии работают более 1000 человек.
Добычей угля производственный процесс не заканчивается. Из разреза его везут на обогатительную фабрику. Здесь уголь проходит дополнительную обработку, дробится, сортируется. Фабрика позволяет улучшить качество отгружаемой продукции, про это и про контроль расскажу отдельно.
Еще репортажи про добычу угля:
Гигантские БелАЗы: взгляд из кабины
Заходите ко мне на канал о путешествиях по России и авиации. Подписывайтесь, чтобы не пропустить авторские материалы.