Сейчас имя FIAT прочно ассоциируется с малолитражками, маленькими городскими машинами. В-общем то, так и есть. Однако, история этой компании очень богата и интересна – в своё время FIAT выпускал и спортивные машины, и престижные машины высокого класса.
Последний пример большого FIAT – это модель FIAT-130, которая потерпела неудачу на рынке. В чем же была причина – в конструкции, ходовых качествах или ошибках маркетинга?
Седан бизнес-класса FIAT-130 был представлен в марте 1969 года на Женевском автосалоне. Ситуация на рынке Европы тех лет в-целом благоприятствовала появлению больших машин – экономические показатели росли, благосостояние населения улучшалось. Машина пришла на смену устаревшему седану FIAT-2300 1961 года.
Дизайн разработал стилист ателье Pininfarina Паоло Мартин. Машина выглядела современно, но немного скучновато. Не хватало ярких, запоминающихся деталей. Кузов представлял из себя классический 3-объемный седан с четким делением на объемы – двигательный отсек, салон, багажник.
Большая площадь остекления давала много света в салоне. Передние сдвоенные фары и обратный наклон решетки радиатора с характерным рисунком немного смахивали на аналогичные в модели FIAT-125. Из интересных особенностей можно выделить подфарники, встроенные в передний бампер, а также щетки стеклоочистителя, смотрящие друг на друга.
Размеры машины не подкачали, это был настоящий бизнес-класс. Длина составляла 4,75 м, ширина – 1,8 м, высота – 1,45 м. Колесная база равнялась 2,72 м. Внутри с комфортом помещались пять человек. Большой багажник вмещал 600 л. Масса составляла 1550-1615 кг в зависимости от двигателя и оснащения.
За механическую часть отвечал конструкторский коллектив под руководством легендарного Данте Джакозо. Конструкция машины была весьма прогрессивной, автомобиль получил все последние на тот момент передовые новинки. Судите сами – FIAT-130 мог похвастаться независимой подвеской всех колес (торсионная спереди, пружины сзади), дисковыми тормозами на всех колесах, гидроусилителем руля. Коробки передач предлагалось две – 5-ступенчатая механическая либо 3-ступенчатый “автомат”, причем автомат шел в стандартной комплектации, а механическая КПП – как опция. Привод осуществлялся на задние колеса. Плавность хода благодаря независимой подвеске была очень хорошей.
Двигателей конструкторы предложили два, оба – V-образные шестицилиндровые. В отличие от прежних двигателей FIAT, новые получили малошумный ременный привод газораспределительного механизма взамен цепного, плюс количество распредвалов сократили с 4 до 2. Первый мотор при объеме 2866 см³ развивал 140 л.с., позволяя машине разгоняться до 165 км/ч. Второй двигатель появился в 1970 году. Он имел объем 3235 см³, что давало мощность 165 л.с. Максимальная скорость равнялась 185 км/ч. Динамические качества были на высоте.
Конкурентов у машины на большом европейском рынке хватало. Среди соотечественников можно назвать Lancia-Flaminia, а на других рынках машине пришлось столкнуться с грозными соперниками в лице BMW-E3 (2500/2800), Jaguar-XJ6, Opel-Admiral/Diplomat, Mercedes-Benz-250S/280S/300SEb, Volvo-164.
По большинству параметров FIAT-130 был на уровне конкурентов, но кое к чему придраться можно было. Так, интерьер был весьма скромным, преимущественно черных тонов, выхлопная система была шумной и назойливой, были проблемы с запуском горячего двигателя. К тому же, с годами проявлялись проблемы с коррозией кузовных панелей.
В 1971 году появилось купе на базе седана FIAT-130. Оно имело гораздо более привлекательный дизайн кузова, и интерьер тоже был полностью переработан. В-целом купе считается более привлекательным, хотя тоже не могло похвастать большими продажами. Впрочем, о купе я как-нибудь расскажу позже.
Что же касается седана, то он продержался на производстве всего лишь 7 лет до 1976 года. Было выпущено лишь 15093 седана FIAT-130 – капля в море. Сравните с результатами конкурентов за те же годы - BMW-E3 за 1968-1977 годы произвели около 222 тысяч, Jaguar-XJ6 за 1968-1972 гг. выпустили 78891 штуку, Mercedes-Benz-250S/280S/300SEb за 1965-1972 годы выпустили 328890 седанов, Opel-Kapitan/Admiral/Diplomat с 1969 по 1977 произвели 51000, Volvo-164 в 1968-1975 гг. выпущен тиражом 155068 штук. Даже дорогущий Rolls-Royce-Silver Shadow с 1965 по 1980 годы обрел 29025 покупателей.
Так в чем же причина такого провала? Я думаю, причин несколько, но самая главная – покупатели не видели в большом FIAT-130 престижную машину, несмотря на ее передовую конструкцию и хорошие ходовые качества. В таком классе важно прежде всего имя, история, престижность. А FIAT, как мы знаем, всегда ассоциировался с народными автомобилями.
Скучноватый внешний вид тоже не добавлял машине очков. Возможно, и маркетинг был не до конца продуман – ведь престижные машины продавать в тех же шоу-румах, что и мини-автомобили не совсем разумно. Кстати, на те же грабли наступили японские компании в 1980-е годы – большие Toyota, Nissan, Honda не находили особого отклика у покупателей. В итоге, был созданы отдельные престижные бренды Lexus, Infiniti, Acura.
Компания FIAT извлекла уроки и больше не возвращалась к выпуску столь больших седанов. Благо, в империи FIAT появились сначала Lanciа, а потом и Alfa-Romeo. Именно их большие седаны вроде Lancia-Gamma, Alfa-Romeo-164, Lancia-Kappa, Alfa-Romeo-166, Lancia-Thesis выполняли функции машин бизнес-класса концерна FIAT. Правда, и их биографии тоже сложно назвать успешными, но это уже другая история…
Все фотографии взяты из свободного интернета.
Если Вам понравилась статья, не забывайте ставить лайк и подписываться!
Искренне Ваш, Андрей.