Найти тему
Анастасия Стерлигова

Что изображено на картине Ван Эйка? Венчание? Обручение?

Картина Яна ван Эйка "Портрет четы Арнольфини" одно из самых известен полотен эпохи раннего Возрождения.

В ней зашифровано немало скрытых символов, указывающих на то, чему на самом деле посвящен сюжет. Даже спустя несколько столетий не утихают споры, кто же изображен на полотне.

Ян Ван Эйк "Портрет Четы Арнольфини" 1434 год.
Ян Ван Эйк "Портрет Четы Арнольфини" 1434 год.

Картина была написана в Брюгге в 1434 году. И первоначально не имела названия. Только через 100 лет благодаря одной инвентарной книге ее название узнали: "Большой портрет Арнольфини в комнате со своей женой". Семейство Арнольфини было довольно зажиточным, занимались они торговлей.

Чем же так притягательна и интересна эта картина? Спустя века о изображенных на ней героях ведутся споры.

"Портрет Четы Арнольфини". Деталь картины.
"Портрет Четы Арнольфини". Деталь картины.

Начнем с того, что в год написания картины, Джованни Арнольфини с Джованной Ченами еще не были мужем и женой.

Они поженились лишь в 1447 году, т. е. спустя 13 лет после завершения картины. Художника к тому времени не было в живых.

Поэтому вопрос, кто изображен на картине остается открытым. Возможно это Джованни Арнольфини с первой женой, о которой ничего не известно.

Предполагают, что это может быть и племянник Арнольфини.

То, что зритель видит на картине очень похоже на венчание или помолвку. Если венчание, то почему, не в храме, а в спальне господского дома?

"Портрет Четы Арнольфини" .  Деталь картины
"Портрет Четы Арнольфини" . Деталь картины

Не потому ли, что невеста беременна и выходить в свет в таком положение ей было стыдно. Это одна из версий.

По другой версии наряд невесты был специально сшит таким образом, чтобы она казалась беременной. Такова была женская мода 15 века, символично представлявшая женщину как вечно беременную, вечную мать.

Платье невесты с огромным длинным шлейфом, который женщина при держивает на животе. Или прикрывает беременный живот?

А теперь давайте обратимся к символам, которыми богата эта картина.

Интерьер комнаты наполнен предметами, которые символизируют свадьбу. Например, апельсины олицетворяют райское блаженство, а так же чистоту и невинность.

Одна зажженная свеча символизирует присутствия Святого духа. Собачка символ верности, четки – благочестия, щетка – чистоты.

 Фото сайта https://kulturologia.ru/blogs/250917/36120/
Фото сайта https://kulturologia.ru/blogs/250917/36120/

Супруги, по всей видимости, стоят без обуви. Это неслучайно, ведь, когда происходит таинство брака, земля под ногами ( в данном случае пол комнаты) становится святой. Деревянная обувь для людей того времени символизировала Ветхий завет.

Деталь картины. Фото с сайта https://kulturologia.ru/blogs/250917/36120/
Деталь картины. Фото с сайта https://kulturologia.ru/blogs/250917/36120/

Очень интересно зеркало в комнате. Во-первых, оно показывает зрителям, что помимо пары в комнате присутствуют еще двое. Возможно, священник и его помощник.

Есть версия, что художник на полотне изобразил самого себя, а так же свою жену.

Надпись на стене гласит: " Ян ван Эйк был здесь". Возможно, он был свидетелем на этом бракосочетании.

Зеркало так же может символизировать всевидящее око. В раме зеркала видны медальоны, на которых изображены сцены Страстей Христовых.

Деталь картины.
Деталь картины.

За версию о венчании говорит и жест супругов - рука жены лежит в руке мужа. Этот жест является композиционным центом картины.

Причем муж протягивает левую руку, что может говорить о неравном браке, "браке левой руки". В таком союзе жена не имела прав на богатства мужа после его смерти. По брачному договору она получала лишь небольшую компенсацию.

Есть версия, что картины, которую мы знает под названием "Портрет четы Арнольфини" вообще не существует. Да, художник ее написал, но она сгорела при пожаре. В таком случае о данной картине, до сих пор будоражущей умы специалистов и ценителей живописи, нет никакой достоверной информации.

Пишите в комментариях, нравится ли вам эта картина, а так же ваши трактовки изображенного на полотне.